Страница:Евтидем (Платон, 1878).pdf/109

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 104 —

ыость дѣйствія или мнѣнія по данному мотиву, а второе — сознательность. Позволимъ себѣ передать настоящій текстъ по-русски самымъ простѣйшимъ языкомъ: "Типунъ тебѣ на языкъ! (скажи) съ него это ты забралъ себѣ въ голову навирать на меня, и на другихъ то что даже и сказать-то срамно — что будто бы я хочу его погибе ■ и?“

р. 284.

А. εϊπερ λέγει] Tertiam personam ponit propterea quod notio pronominis infiniti τις inest in praecedentibus illis ή δοκεΐ σοι οΐοντ’ είναι ψεύδεσθαι: Штальбаумъ.

ΤΤώς γάρ άν] т.-е. άλλο εϊη, или просто ειη безъ άλλο, такъ какъ понятіе объ иномъ,, а не томъ что сказано выше, въ разговорной рѣчи заключается обыкновенно въ этомъ прибавочномъ γάρ άν.

χωρίς των άλλων] отдѣльно, т.-е не смѣшиваясь съ другимъ существующимъ.

και τά όντα] указывается на сущее порознь, т.-е. на разные предметы и представленія въ отдѣльности.

ούδέν--ψεύδεται] Прочитанный софизмъ доказываетъ, что за

блужденіе невозможно. Задача объяснить какъ возможно заблужденіе или ложное мнѣніе занимала въ то время какъ другихъ философовъ, такъ равно и философскій умъ Платона. Въ Ѳеэтетѣ читаемъ глубокомысленныя изысканія Платона по этому вопросу, въ результатѣ которыхъ онъ выразительно утверждаетъ что ложное мнѣніе не мыслимо. (См. мой Анализъ Ѳеэтета, стр. 168 и слѣд. Срав. особенно Theaet. р. 188е 189 и слѣд. гдѣ nervus probandi тотъ же что и въ нашемъ мѣстѣ). Для нашего читателя здѣсь достаточно будетъ указать, что логическое основаніе этого софизма заключается, также какъ и въ предыдущемъ софизмѣ, въ томъ что понятія бытія и качества разсматриваются какъ понятія вполнѣ соизмѣримыя, въ томъ смыслѣ что существующее дѣйствительно разсматривается какъ истинное, между тѣмъ какъ дѣйствительное существованіе не. условливаетъ истины себя: бытіе и истина не безусловно соизмѣримы. Хотя то чего на самомъ дѣлѣ нѣтъ ложно; но отсюда не слѣдуетъ, что существующее непремѣнно истинно. Истинное есть подлинно сущее, то чѣмъ оно должно бытъ по законамъ разума и иначе быть не можетъ. Такимъ образомъ, то или другое мнѣніе или слово, если оно есть то чѣмъ оно не должно быть, не есть подлинно сущее, а слѣдовательно не есть и истинное. Истинна поэтому не измѣряется существованіемъ, какъ ложно думаетъ софистъ въ текстѣ. Весь смыслъ какъ этого такъ и другихъ ближайшихъ софизмовъ такимъ образомъ состоитъ въ томъ, что Діонисодоръ, какъ замѣчаетъ далѣе Ктезиппъ, τά όντα τρόπον τινά λέγει, ού μέντοι ώς γε έχει.


Тот же текст в современной орфографии

ыость действия или мнения по данному мотиву, а второе — сознательность. Позволим себе передать настоящий текст по-русски самым простейшим языком: "Типун тебе на язык! (скажи) с него это ты забрал себе в голову навирать на меня, и на других то что даже и сказать-то срамно — что будто бы я хочу его погибе ■ и?“

р. 284.

А. εϊπερ λέγει] Tertiam personam ponit propterea quod notio pronominis infiniti τις inest in praecedentibus illis ή δοκεΐ σοι οΐοντ’ είναι ψεύδεσθαι: Штальбаум.

ΤΤώς γάρ άν] т. е. άλλο εϊη, или просто ειη без άλλο, так как понятие об ином,, а не том что сказано выше, в разговорной речи заключается обыкновенно в этом прибавочном γάρ άν.

χωρίς των άλλων] отдельно, т.-е не смешиваясь с другим существующим.

και τά όντα] указывается на сущее порознь, т. е. на разные предметы и представления в отдельности.

ούδέν--ψεύδεται] Прочитанный софизм доказывает, что за

блуждение невозможно. Задача объяснить как возможно заблуждение или ложное мнение занимала в то время как других философов, так равно и философский ум Платона. В Феэтете читаем глубокомысленные изыскания Платона по этому вопросу, в результате которых он выразительно утверждает что ложное мнение не мыслимо. (См. мой Анализ Феэтета, стр. 168 и след. Срав. особенно Theaet. р. 188е 189 и след. где nervus probandi тот же что и в нашем месте). Для нашего читателя здесь достаточно будет указать, что логическое основание этого софизма заключается, также как и в предыдущем софизме, в том что понятия бытия и качества рассматриваются как понятия вполне соизмеримые, в том смысле что существующее действительно рассматривается как истинное, между тем как действительное существование не. условливает истины себя: бытие и истина не безусловно соизмеримы. Хотя то чего на самом деле нет ложно; но отсюда не следует, что существующее непременно истинно. Истинное есть подлинно сущее, то чем оно должно быт по законам разума и иначе быть не может. Таким образом, то или другое мнение или слово, если оно есть то чем оно не должно быть, не есть подлинно сущее, а следовательно не есть и истинное. Истинна поэтому не измеряется существованием, как ложно думает софист в тексте. Весь смысл как этого так и других ближайших софизмов таким образом состоит в том, что Дионисодор, как замечает далее Ктезипп, τά όντα τρόπον τινά λέγει, ού μέντοι ώς γε έχει.