Страница:Египетская сказка, открытая в Петербургском Эрмитаже.djvu/2

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена
581
ЕГИПЕТСКАЯ СКАЗКА.

тей его не достаетъ. Въ началѣ онъ содержалъ собраніе разныхъ нравственныхъ правилъ, а въ концѣ — разсказъ объ одномъ событіи, случившемся во времена царя Сенефру III-й династіи [1]. Папирусъ этотъ возбудилъ интересъ въ ученомъ мірѣ. Но другой папирусъ, открытый тѣмъ-же нашимъ ученымъ, 5 лѣтъ спустя, далеко превосходилъ предъидущій во всѣхъ отношеніяхъ, какъ по сохранности, такъ и по древности и всего болѣе по глубокой значительности, для современной науки, содержанія его. Небольшая, но очень важная по высказаннымъ тутъ результатамъ изслѣдованія, записка В. С. Голенищева (сдѣлавшагося, между тѣмъ, хранителемъ нашего египетскаго музея въ Эрмитажѣ) была представлена имъ международному оріентальному конгрессу, засѣдавшему въ августѣ 1881 года въ Берлинѣ, и тотчасъ-же получила почетную извѣстность въ средѣ европейскихъ ученыхъ, такъ-какъ содержаніе папируса и основанные на немъ соображенія и выводы В. С. Голенищева касаются не однихъ предметовъ спеціально египтологической науки и Египта, но распространяются на гораздо большій, всемірно-историческій горизонтъ. Эта записка была напечатана (на французскомъ языкѣ) въ очень небольшомъ количествѣ экземпляровъ, собственно лишь для членовъ конгресса, и не находилась ни въ продажѣ, ни въ общемъ обращеніи; поэтому будетъ, я полагаю, умѣстно, передать здѣсь русскимъ читателямъ содержаніе ея. Къ переводу своему я присоединю нѣсколько замѣчаній.

  1. Zeitschrift fur aegyptische Sprache und Alterthumskunde, 1876: „Le papyrus № 1 de St.-Pétersbourg“ par W. Golenischeff.
Тот же текст в современной орфографии

тей его не достает. В начале он содержал собрание разных нравственных правил, а в конце — рассказ об одном событии, случившемся во времена царя Сенефру III-й династии [1]. Папирус этот возбудил интерес в ученом мире. Но другой папирус, открытый тем же нашим ученым, 5 лет спустя, далеко превосходил предыдущий во всех отношениях, как по сохранности, так и по древности и всего более по глубокой значительности, для современной науки, содержания его. Небольшая, но очень важная по высказанным тут результатам исследования, записка В. С. Голенищева (сделавшегося, между тем, хранителем нашего египетского музея в Эрмитаже) была представлена им международному ориентальному конгрессу, заседавшему в августе 1881 года в Берлине, и тотчас же получила почетную известность в среде европейских ученых, так как содержание папируса и основанные на нём соображения и выводы В. С. Голенищева касаются не одних предметов специально египтологической науки и Египта, но распространяются на гораздо больший, всемирно-исторический горизонт. Эта записка была напечатана (на французском языке) в очень небольшом количестве экземпляров, собственно лишь для членов конгресса, и не находилась ни в продаже, ни в общем обращении; поэтому будет, я полагаю, уместно, передать здесь русским читателям содержание её. К переводу своему я присоединю несколько замечаний.



«Прошедшей зимой (1880—1881) мнѣ удалось, — говоритъ въ своей запискѣ г. Голенищевъ, — сдѣлать совершенно случайно очень важное открытіе въ египетскомъ музеѣ с.-петербургскаго Эрмитажа: это — папирусъ, гораздо болѣе древній, чѣмъ папирусъ открытый мною, въ 1876 г., также въ египетскомъ музеѣ Эрмитажа, — рукопись, гдѣ уцѣлѣли и начало и конецъ, рукопись почти вполнѣ превосходно сохранившуюся, и притомъ такую, которая въ разныхъ отношеніяхъ представляетъ интересъ совершенно исключительный. Уже своею древностью этотъ папирусъ, вполнѣ тождественный по письму съ необыкновенно древними берлинскими папирусами №№ 1—5 [2], привлекаетъ къ себѣ все наше вни-

  1. Zeitschrift fur aegyptische Sprache und Alterthumskunde, 1876: „Le papyrus № 1 de St.-Pétersbourg“ par W. Golenischeff.
  2. Послѣ окончанія берлинскаго конгресса г. Голенищевъ убѣдился, въ Луврскомъ египетскомъ музеѣ, что новооткрытый петербургскій папирусъ имѣетъ также величайшее палеографическое сходство съ знаменитымъ парижскимъ „папирусомъ Присса“, относимымъ къ XI династіи.
Тот же текст в современной орфографии

«Прошедшей зимой (1880—1881) мне удалось, — говорит в своей записке г. Голенищев, — сделать совершенно случайно очень важное открытие в египетском музее с.-петербургского Эрмитажа: это — папирус, гораздо более древний, чем папирус открытый мною, в 1876 г., также в египетском музее Эрмитажа, — рукопись, где уцелели и начало и конец, рукопись почти вполне превосходно сохранившуюся, и притом такую, которая в разных отношениях представляет интерес совершенно исключительный. Уже своею древностью этот папирус, вполне тождественный по письму с необыкновенно древними берлинскими папирусами №№ 1—5 [1], привлекает к себе всё наше вни-

  1. После окончания берлинского конгресса г. Голенищев убедился, в Луврском египетском музее, что новооткрытый петербургский папирус имеет также величайшее палеографическое сходство с знаменитым парижским „папирусом Присса“, относимым к XI династии.