Перейти к содержанию

Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Июль.djvu/167

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
169
Страдание великомученика Прокопия

жертву богам. Если же ты этого не сделаешь, то поневоле я должен буду исполнить повеление.

Тогда Неаний сказал правителю:

— Ты к делу упомянул о жертве: — вот, я приношу в жертву себя самого Христу, моему Богу.

С этими словами он снял с себя пояс, положенный ему по его сану, и бросил его правителю в лицо, отказываясь от царской службы для того, чтобы быть воином Царя Небесного, и обличая языческое неверие. Правитель же и пришедшие с ним мужи во гневе схватили его и увели в Кесарию Палестинскую[1], называвшуюся Филипповой, а также Севастией Панеадой, в которой некогда было поставлено изваяние, изображавшее Христа, сделанное по просьбе кровоточивой женщины, исцелившейся от прикосновения к одежде Господней[2]. Там правитель, воссевши на открытом для всего народа месте, поставил Неания на допрос. Увидев его, граждане, умы коих были помрачены языческим нечестием, как бы пьяные или бесноватые стали кричать правителю:

— Это — враг и истребитель наших богов, презирающий повеления императора!

Правитель же, уже и сам будучи человеком весьма свирепым, стал еще жесточе от криков толпы народной. Тотчас он повелел обнажить и повесть Неания на месте пытки и потом строгать железными когтями тело его. Чрез это у Неания тело отпадало кусками, и стали видны голые кости. Некоторые из зрителей, при виде таких страданий, жалели о молодости мученика и плакали о нем. Мученик же, видя их слезы, сказал им:

— Плачьте не о мне, а о погибели душ ваших; ибо того нужно оплакивать, кому предстоит бесконечно мучиться в аду.

Потом возведя очи к Небу, он так молился:

— Боже! Укрепи меня, раба Твоего, на посрамление врагу и во славу Пресвятаго Твоего Имени!

Когда палачи утомились, мученик был снят, по повелению правителя, с пытки и брошен был в темницу. Страж же темничный, по имени Терентий, помня об одном, оказанном


  1. Эта Кесария находилась у истоков Иордана. Ее следует отличать от другой Кесарии, тоже палестинской, но расположенной на берегу Средиземного моря.
  2. Еванг. от Матф., гл. 9, ст. 20—22.