Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Июль.djvu/518

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
520
День двадцать второй

В радостном восхищении Мария Магдалина еще не могла себе представить и сознать всего величия Христа Воскресшего. И потому Господь, чтобы просветлить ее помышления и научить об изменении чрез воскресение уже и плоти Его, кротко сказал ей:

— Не прикасайся ко Мне[1], ибо Я еще не восшел к Отцу Моему.

Мария Магдалина восторженно выразила поклонение человечеству своего и Спасителя, и Учителя, а Христос, запрещением ей прикасаться, возвышает, освящает ее помышления, научает более благоговейному обращению и дает разуметь Марии Магдалине, что время для теснейшего духовного общения с ним настанет тогда, когда Он совсем скроется от чувственных очей Своих учеников и взойдет на Небо — к Богу Отцу Своему. А так как и прочие ученики Христовы, при вести о воскресении Его, могли подумать, что теперь Он уже навсегда с ними на земле и, быть может, осуществит народные мечты о великом иудейском земном царстве, то Христос Спаситель посылает Марию Магдалину предостеречь их от таких мыслей и мечтаний. Удостоверяя теперь Апостолам Воскресение Христово ясным созерцанием ею Воскресшего и Его речью, она посылается Господом возвестить им, что Христос уже не долго будет на земле, что Ему с самим прославленным телом надлежит вскоре взойти к Богу Отцу. Но, чтобы весть об этом удалении не привела их в смущение и скорбь, Господь повелевает Марии


  1. Еванг. от Иоан., гл. 20, ст. 17. В тот же день, только несколько времени после первого явления Марии Магдалине, Христос Спаситель не воспретил ей же, Марии Магдалине, с прочими мироносицами, ухватиться за ноги Его, Христа Спасителя (Еванг. от Матф., гл. 28, ст. 9 и проч.; от Луки, гл. 24, ст. 10 и проч.); также вечером того же дня Христос предлагал ученикам осязать Себя, показал им раны на руках и ногах Своих (Еванг. от Луки, гл. 24, ст. 39 и проч.). Из этих обстоятельств следует заключить, — полагают отцы Церкви и толковники, — что запрещение прикосновение при первом явлении Марии имело основанием простоту тогдашних ее мыслей, с коими она устремилась к Господу. Подобно прочим ученикам, она не ожидала и не понимала воскресения Христа Спасителя — и вдруг видит Его пред Собою живым. Какое смятение мыслей и возбуждение душевное должно было произойти к ней при этом явлении умершего живым, — и она устремляется ко Христу, чтобы осязанием увериться в том, что видят ее глаза, чтобы удержать Его, столь пламенно искомого… Христос же, зная, что происходило тогда в мыслях и душе Марии Магдалины, кротко устраняет искреннейшее, но неуместное в ее мыслях, а законному желанию ее удостовериться, — Он ли пред нею, — удовлетворяет удостоверением слова и поручением возвестить о воскресении Его Апостолам… (Толковое Евангелие, издан. еписк. Михаила, кн. 3, с подробн. объясн., изд. 1887 г., стр. 536—537).