лодки, спешно поплыли за святителем и догнали его в Зевгме. Став пред лицом святителя, они восплакали великим рыданием, стараясь уговорить его, чтобы он возвратился в их город. Святитель отказался. После сего каких только они не творили пред ним молений, каких не говорили слов, припадали к ногам, орошали их слезами, чтобы он только возвратился на свой престол. Святый Евсевий напомнил им следующее апостольское слово:
— Всѧ́ка дꙋша̀ власте́мъ предержа́щымъ да повинꙋ́етсѧ: нѣ́сть бо вла́сть а҆́ще не ѿ бг҃а: сꙋ́щыѧ же вла́сти ѿ бг҃а ᲂу҆чинены̀ сꙋ́ть. тѣ́мже противлѧ́ѧйсѧ вла́сти, бж҃їю повелѣ́нїю противлѧ́етсѧ: противлѧ́ющїисѧ же себѣ̀ грѣ́хъ прїе́млютъ[1].
Приводя сие апостольское слово, святый говорил:
— Мне невозможно быть противником царского повеления, да и для вас не безопасно противиться царской воле.
После сего поняли пришедшие, что они не в состоянии убедить святаго возвратиться обратно, и тогда стали давать ему в дорогу один — золото, другой — серебро, одежды, а иные — рабов — как отходящему в дальнюю сторону. Из предлагаемого святый Евсевий взял очень немногое. При прощании святый поучал их держаться православной веры и апостольских догматов, о всех помолился Богу и, благословив всех, отправился в предлежащий путь, во Фракию, куда был осужден на изгнание.
Когда святый Евсевий находился в Истре, дошел слух, что во Фракию вторглись Готы и сильно ее опустошают. Поэтому святый не пошел далее, но остался в Истре, где и пробыл до смерти злочестивого царя Валента. На место Евсевия в Самосаты был назначен арианами епископ арианин Евномий.
Когда Евномий вступал в город Самосаты для управления паствою, никто из жителей города — ни богатый, ни нищий, ни художник, ни земледелец, ни муж, ни жена, ни старый, ни молодой — не вышел к нему навстречу: весь город, будучи правоверным, не желал почтить еретического епископа, ни принять от него благословения, ни даже — видеть его. Евномий царскою властию принял в управление епископию и стал совершать службу в соборной церкви. Народ не стал ходить в ту церковь, а также и в дом архиерейский, не любя архи-