Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Май.djvu/155

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
156
День третий

Когда же Всеволод удалился в свою Переяславскую область, а Святослав сел в Киеве на место Изяслава, преподобный Феодосий начал беспрестанно обличать князя Святослава в том, что он не по праву сел на братний престол. Приходивших к нему княжеских послов преподобный просил передать князю, что он не одобряет его поступка. Однажды он послал ему большое обличительное письмо, в котором между прочим писал: «Голос крови единоутробного брата твоего вопиет на тебя к Богу, как кровь Авелева на Каина»[1].

В поучение ему он напоминал в письме имена многих нечестивых древних братоубийц. Князь Святослав так разгневался, прочитав это письмо, что с гневом бросил его на землю и с того времени стал искать случая заточить преподобного Феодосия в монастырь. Братия же обители, сильно опечаленные намерениям князя, упрашивали преподобного прекратить обличения князя. Точно так же и многие бояре, посещавшие преподобного, передавая ему о княжеском гневе, советовали не противоречить князю.

— Ведь князь, — говорили они, — намерен тебя заточить.

Преподобный же, слыша, что они говорят о заточении, возрадовался душою и сказал:

— Я весьма радуюсь этому, братия! Нет для меня в жизни ничего приятнее, как быть изгнанным за правду; за нее я готов идти и в заточение, и на смерть.

С того времени преподобный еще больше стал укорять князя в ненависти к брату, как бы желая вызвать этим распоряжение о своем заточении. Несмотря на свой гнев, князь не осмелился сделать преподобному какого-нибудь зла, зная его праведность и святость, так как он ранее завидовал своему брату князю Изяславу в том, что он имел в своей области такого праведника, каким был великий Феодосий. Вскоре после этого преподобный Феодосий, поняв, что его жестокие укоры не имеют успеха у князя, снисходя к просьбам братии и вельмож, перестал обличать князя и начал с этого времени со слезами убеждать его, чтобы он возвратил своему брату его область.


    божествам Тирским и Сидонским (3 Кн. Царств, гл. 16, ст. 31—33). Иезавель содержала четыреста ложных пророков, которые питались от ее стола (3 Кн. Царств, гл. 18, ст. 19). Очевидно эту именно «трапезу» и разумеет в данном случае святый Феодосий.

  1. См.: Кн. Быт., гл. 4, ст. 10.