Фирм многих нетвердых в вере и боязливых христиан совратил в язычество.
Когда Фирм призвал к себе сотника Акакия, то сей последний во всеуслышание сказал:
— Среди христиан рожден я, христианином я и останусь; свидетелем в этом да будет мне Сам Господь Иисус Христос; не только отец и мать моя, но и мои деды и прадеды были христианами: потому христианином останусь и я.
После этих слов святаго Фирм начал склонять его к идолопоклонству и ласками, и угрозами; он три раза призывал его к себе и увещевал его исполнить приказание царское. Однако, видя, что Акакий остается непреклонным, Фирм приказал заключить его в оковы и отослать к военачальнику Вивиану.
В то время, как военачальник Вивиан восседал на судилище и допрашивал других исповедников Христовых, к нему подошел комментарисий[1] Антонин и сказал:
— Вчера полковник мартисийского полка Фирм заключил в оковы своего сотника Акакия; ныне он присылает его к тебе, потому что Акакий не повинуется указу царскому и исповедует веру христианскую.
Тотчас Акакий был представлен на допрос к военачальнику.
Посмотрев на него, военачальник спросил:
— Какое имя твое?
Отвечал святый:
— Вожделенное для меня и для всех родственников моих есть то имя, которое происходит от достославного Имени Христова, — я называюсь христианином; но по-человечески я именуюсь Акакием.
Сказал на это военачальник:
— По имени твоему и нрав твой, ибо ты злой, так как не повинуешься царскому приказанию!
Отвечал на это святый:
— О воевода! Ты говоришь ложь и неправильно истолковываешь смысл моего имени, потому что Акакий — значит: незлобивый[2]. Этим именем я по справедливости и называюсь, так