Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Май.djvu/636

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
637
Житие равноапостольных Константина и Елены

Самого Бога во свидетели, — желание: «учение всех народов его державы о Божестве соединить в один общий строй». Великая мысль, подсказываемая царю его святым религиозным чувством, осуществление которой он ставил для себя жизненной задачей с задушевным желанием[1], — эта, поразительная по возвышенности содержания и широте объема, мысль Великого Константина теперь введена была в общее сознание, стала достоянием всего христианского мира. Мало того — для осуществления этой мысли в христианской жизни благочестивый царь указал и вернейший путь — Вселенский Собор, — шествуя по которому овцы пажити Христовой, как уже званные, так и иные — еще не званные, по благодати Божией, безошибочно входят во двор Небесного Отца для истинной жизни[2]. И это истинно-победное торжество равноапостольного царя еще возглавилось тогда же отрадным для него получением бесценного сокровища — частицы Животворящего Креста Господня, привезенной из Иерусалима ему в дар матерью царицею Еленою.

Константин жил после того еще более 10 лет и во всё это время своего царствования с неизменною верностию держался Никейского исповедания веры[3], и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, в себе самом представляя пример, достойный подражания. Обладая основательным общим образованием и богословским в частности, он вел обширную переписку с предстоятелями церквей по предметам веры и благочестия и устроения христианской жизни, а нередко в своем дворце выступал пред собранием царедворцев и народа даже с «боголепным» учительством[4]. Трудолюбие его было необычайно, праздности он не терпел: уже и в преклонном возрасте он не почитал бременем для себя даже собственноручно писать обширные законодательные акты[5]. Правдиво-великодушный по природе своей и скромный, он не прельщался своим царским величием и шумными восторгами народной толпы, — эти восторги наводили на него даже скуку. Стоя на высоком уровне нравственного развития, Константин хотел


  1. Евсевий, Жизнь Константина. Кн. II, гл. 65.
  2. Еванг. от Иоан., гл. 10, ст. 9.
  3. Арианская ересь и после Собора не замерла окончательно. Ариане при своей лукавой изворотливости входили иногда в доверие царя и, злоупотребляя его великодушием и миролюбием, производили по временам непристойные нападки на православных; особенно св. Афанасий Великий много терпел от них.
  4. Евсевий, Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 55.
  5. Евсевий, Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 47.