Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Март.djvu/266

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эта страница была вычитана
268
День двенадцатый

В это время, а именно в царствование Константина, сына Льва и внука Копронима, при благочестивой матери его Ирине и при святейшем патриархе Цареградском Тарасии, в Никее был созван против иконоборцев Седьмой Вселенский Собор[1]. На этом Соборе Святая Церковь прокляла ересь иконоборческую, и благоговейное почитание святых икон было снова восстановлено. На этот Собор был вызван и преподобный Феофан, игумен Великого Села в Сигриане[2]. Утверждая на этом Соборе истинное правоверие, Феофан, среди святых отцов, сиял как светлая звезда. Его присутствие на Соборе было для многих весьма полезно; там, где многие красовались прекрасными одеждами, колесницами и конями, он туда приехал на плохом осле, в старой одежде и заплатанных рубищах. Все, кто знал его прежнюю жизнь, — когда он был богат, знатен и близок к царю и был одним из членов синклита, умилялись, видя его в таком смирении и нищете, и все поучались тому, что ради Господа можно так смириться и обнищать, и все в мире считать за ничто.

По окончании святаго Собора преподобный возвратился в свой монастырь, привезя благочестные догматы святой веры, утвержденные на сем Вселенском Соборе, как лучшее украшение своей обители. Здесь Феофан продолжал подвизаться в обычных своих подвигах, просвещая примером своей добродетельной жизни не только свою обитель, но и всю окрестную страну; о нем всюду прошел слух, и все ради него прославляли Отца Небесного. За его благочестивую жизнь ему дана была от Бога и благодать чудотворения: он исцелял и болезни, и изгонял бесов из людей. Однажды, когда преподобный уснул, бес задумал напасть на него; уподобившись дикому вепрю, он стал грызть большой палец руки святаго, так что ему стало весьма больно. Тотчас же восстав от сна, Феофан заметил на своем пальце следы зубов своего врага, хотевшего совсем отгрызть


  1. Святая царица Ирина, супруга Льва Хазара, сначала, по смерти мужа, управляла империей за малолетством сына своего, императора Константина Порфирородного (780—792 гг.), от его имени, а потом от своего (797—802 гг.) — Святый Патриарх Тарасий управлял Константинопольской Церковию с 784 по 806 год (память его — февраля 25-го). VII-й Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание, был созван в 787 году.
  2. Обитель Сигрианская находилась в 22 000 шагов от Кизика и от моря. — Великое село (Мегагрит — Μέγας ἄγρος) было в той же области; другая обитель — Малое Село, где настоятельствовал Христофор.