Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Октябрь.djvu/450

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
452
День двадцатый

всего Дафнийского Аполлона[1] за то, что они предали мне в руки сего врага, который сам пришел сюда. Итак, пусть сей негодный будет лишен своего сана; пусть с него снимут пояс[2] и ныне же подвергнут его наказанию, а завтра, если угодно будет богам, я произнесу над ним приговор за убийство моего брата. Я отомщу на нем неповинную кровь и погублю его не одною казнию, но множеством казней, ибо он пролил кровь не простого человека, а царскую.

Когда царь сказал сие, оруженосцы его тотчас взяли Артемия и, сняв с него военачальнический пояс и другие знаки достоинства, поставили его обнаженным. И отдан был святый в руки палачей, которые, связав ему руки и ноги, растянули его на четыре стороны[3], и так долго били его по спине и чреву воловьими жилами, что от усталости сменилось четыре пары палачей. Но святый проявил подлинно сверхчеловеческое терпение и казался всем как бы совершенно бесчувственным: он не испустил ни одного звука, не застонал, не сделал ни одного движения и не выказал никакого знака страдания, как обыкновенно показывают люди, терпящие мучения. Земля напоялась его кровию, а он оставался непоколебим, так что удивлялись ему все, даже сам нечестивый Юлиан. Потом царь повелел перестать бить его, и святый уведен был в темницу со святыми мучениками Евгением и Макарием. Страстотерпцы в сие время пели: «и҆скꙋси́лъ ны̀ є҆сѝ, бж҃е, разже́глъ ны̀ є҆сѝ, ꙗ҆́коже разжиза́етсѧ сребро̀, вве́лъ ны̀ є҆сѝ въ сѣ́ть: положи́лъ є҆сѝ скѡ́рби на хребтѣ̀ на́шемъ: возве́лъ є҆сѝ человѣ́ки на главы̑ на́шѧ: проидо́хомъ сквозѣ̀ ѻ҆́гнь и҆ во́дꙋ, и҆ и҆зве́лъ є҆сѝ ны̀ въ поко́й»[4].

Окончив пение, Артемий сказал сам себе:

«Артемий, вот язвы Христовы начертаны на твоем теле, —


  1. Дафне — пригород Антиохии. Это была чрезвычайно красивая местность, где росло множество всяких деревьев, где повсюду струились прозрачные ручьи и где стояло изображение бога солнца Аполлона, которого Юлиан почитал больше всех других богов.
  2. Пояс — особое отличие военачальника.
  3. Руки и ноги истязуемых привязывали к четырем кольям, вбитым в землю, чтобы наказываемые не могли помешать наказанию.
  4. Псалом. 65-й, ст. 10—12. В этом месте идет речь об евреях, для которых пребывание в плену Вавилонском было тем же, чем пребывание серебра в раскаленной печи или пребывание птицы в сети. Скорби на хребте, — побои по спине. Человеки на главы, — мучители, имеющие в своей власти нашу жизнь.