Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Сентябрь.djvu/48

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
48
День второй

прельщению и повиновались воле царской. Но те, кто были товарищами Маманта по школе, следуя его наставлениям, не исполняли царских повелений. Ибо Мамант, в юных летах имея сѣди́нꙋ — мꙋ́дрость и҆ во́зрастъ ста́рости житїѐ — нескве́рное[1], доказывал товарищам своим ничтожество языческих богов, бездушных и бессильных, и поучал их познавать Единого Истинного Бога — Коего почитал Сам — и приносить Ему духовную жертву — дух сокрушенный и смиренное сердце[2].

В то время был прислан от царя в Кесарию на место Фавста другой правитель, по имени Демокрит. Он был великим ревнителем своей нечестивой и безбожной веры и как бы дышал гонением и убийством на христиан. Ему донесли о Маманте, что тот не только сам не кланяется богам, но и других отроков, с ним учащихся, развращает и научает христианской вере. Маманту в то время шел пятнадцатый год от рождения. Он был уже снова сиротой, так как вторая мать его — Аммия, оставив приемному сыну своему — св. Маманту как единственному наследнику, большое имущество, отошла к небесному богатству, уготованному любящим Бога.

Демокрит, услыхав о Маманте, послал за ним и, когда его привели, прежде всего спросил, христианин ли он, и правда ли, что он не только сам не поклоняется богам, но и развращает своих товарищей, научая их не повиноваться царскому повелению?

Юный Мамант, как совершенный и зрелый муж, безбоязненно отвечал:

— Я тот самый, кто за ничто считает вашу мудрость. Вы совратились с правого пути и блуждаете в такой тьме, что даже смотреть не можете на свет Истины; оставив Истинного и Живаго Бога, вы приступили к бесам и кланяетесь бездушным и глухим идолам. Я же от Христа моего никогда не отступлю и стараюсь всех, кого только могу, обращать к Нему.

Изумленный таким дерзновенным ответом Маманта, Демокрит разгневался и приказал немедленно вести его в храм


  1. Кн. Премудр. Соломон., гл. 4, ст. 9. Т. е. св. Мамант имел такую мудрость, какая может быть только у старца, убеленного сединами и опытного, и в своей жизни отличался таким высоким нравственным совершенством, которое достигается продолжительной борьбой со страстями.
  2. Псал. 50, ст. 19.