Святый был изумлен таким дивным видением. Желая, чтобы и другой кто-либо порадовался вместе с ним, он громким голосом позвал Симона, жившего ближе прочих. Удивляясь необычайному призыву игумена, Симон поспешно пришел к нему, но видеть всего видения уже не сподобился, а узрел только некоторую часть небесного света. Преподобный подробно рассказал ему всё, что он видел и слышал, и оба провели без сна всю ночь, радуясь и прославляя Бога.
Вскоре после сего к преподобному Сергию пришли послы от святейшего Патриарха Константинопольского Филофея[1] и передали святому вместе с благословением дары от Патриарха: параманд[2] и схиму.
Они принесли из Константинополя следующее послание:
«Милостию Божиею архиепископ Константина града, Вселенский Патриарх, господин Филофей сыну и сослужебнику нашего смирения о Святом Духе Сергию благодать и мир и наше благословение! Мы слышали о твоей добродетельной жизни по заповедям Божиим, восхвалили Бога и прославили Имя Его. Но вам еще недостает одного и притом самого главного: нет у вас общежития. Ты знаешь, что и сам Богоотец Пророк Давид, всё обнимавший своим разумом, изрек: «сѐ что̀ добро̀, и҆лѝ что̀ красно̀, но є҆́же жи́ти бра́тїи вкꙋ́пѣ»[3]. Посему и мы преподаем вам добрый совет — устроить общежитие, и да будет с вами милость Божия и наше благословение».
Получив Патриаршее послание, преподобный отправился к блаженному митрополиту Алексию и, показав ему грамоту, спросил его:
— Владыко святый, как ты прикажешь?
Святый Алексий одобрил намерение преподобного и посоветовал ввести строгое общежитие[4].
- ↑ Филофей был Патриархом от 1354 до 1355 г., и во второй раз — с 1362 по 1376 г.
- ↑ Параманд, или аналав, — монашеская одежда — перевязь хитона на плечах и под мышками. В древности эта одежда состояла из двух ремней и надевалась крестообразно в знаменование подъятия на рамена крестного ига Христова.
- ↑ Псал. 132, ст. 1.
- ↑ Предполагают, что преподобный Сергий лично сам или чрез святаго митрополита Алексия обращался к Константинопольскому Патриарху, которому подчинена была тогда Русская церковь, с просьбою одобрить и благословить свое решение ввести в монастыре строгое общежитие, так что мысль об устроении общежития принадлежит самому преподобному Сергию.