обратил ко Христу многое множество людей и сотворил неисчислимые чудеса[1].
- ↑ Последние годы своей жизни Иоанн проводил в аскетических подвигах: питался лишь хлебом и водой, не стриг своих волос и одевался в простые полотняные одежды. От старости он не имел уже сил проповедывать Слово Божие даже и в окрестностях Ефеса. Теперь он только поучал епископов Церкви и воодушевлял их неустанно учить народ слову Евангельскому, а особенно — помнить и проповедовать первую и главную Евангельскую Заповедь — Заповедь любви. Когда, рассказывает блаженный Иероним, святый Апостол дошел до такой немощи, что ученики его с трудом лишь приносили его в церковь, и он не мог уже произносить продолжительных поучений, то он ограничивал свои беседы непрестанным повторением такого наставления: «Детки, любите друг друга!» А когда однажды ученики спросили его, зачем он непрестанно повторяет им это, Иоанн ответил следующими достойными его словами: «Сия есть заповедь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно». На закате дней своих святый Апостол пользовался особенною любовию всего христианского мира. Он был в то время единственным Апостолом — самовидцем Господа, так как все другие Апостолы уже скончались. Весь мир христианский знал о том, что святый Иоанн был любимейшим учеником Господа. Посему многие искали случая видеть Апостола и считали за честь и счастие коснуться его риз.
Кроме великих трудов по распространению христианской веры среди язычников, св. Апостол Иоанн послужил Церкви Христовой еще и трудами письменными. Он написал св. Евангелие, три послания и Апокалипсис, или книгу Откровений.
Евангелие написано Иоанном уже в глубокой старости, в самом конце I века по Р. Х. Епископы Ефеса и всей вообще Малой Азии, опасаясь умножившихся в то время лжеучений о Лице Господа нашего Иисуса Христа и предвидя скорую кончину св. Апостола, просили его дать им свое Евангелие (новое, сравнительно с тремя уже имевшимися). Это Евангелие они желали иметь у себя руководством в борьбе с еретиками, отвергавшими Божество Христа. Иоанн удовлетворил просьбу епископов и дал им написанное им по внушению Духа Святаго Евангелие, отличное от Евангелий Матфея, Марка и Луки. В своем Евангелии св. Иоанн говорит главным образом о том, о чем нет речи у тех Евангелистов. Он дополняет их, опуская то, что передано у них, и рассказывая о том, что у них опущено. Все события земной жизни Спасителя, о которых упоминает Иоанн, переданы у него с самою обстоятельною точностию. За свое Евангелие св. Иоанн получил название Богослова, то есть такого повествователя, который в своем Евангелии излагает главным образом не события земной жизни Господа, а возвышенные и глубокомысленные речи о Боге, Боге-Слове, т. е. Сыне Божием, и беседы Спасителя о духовном возрождении в Духе Святом (глава 3), о живительной влаге (вода живая), удовлетворяющей духовную жажду людей (глава 4), о жизненном хлебе (хлеб животный), питающем душу человека (глава 6), о таинственной дороге, ведущей к Истине, о двери, чрез которую мы входим и выходим (глава 10), о свете и теплоте и т. п. Под всеми этими именами святый Иоанн всегда разумеет Самого Господа Иисуса Христа, так как только Он один действительно есть вода живая, хлеб духовный, свет, дверь нашего спасения, истина, правда, Бог. Он — наш Спаситель, от века сущий с Богом, в Боге, и Сам будучи Бог. А Бог — это есть Высочайшая Любовь, так возлюбившая мир, что Она и Сына Своего не пощадила, но послала в мир на страдания для искупления людей и спасения их от греха, проклятия и смерти. За такое возвышенное содержание Евангелия Иоанна оно названо Евангелием духовным, а святый Иоанн Богослов изображается на иконах с орлом: подобно тому как орел высоко парит в небесах, так Иоанн в своем Евангелии поднимается до самых высоких религиозных истин. «Рѣ́ки бг҃осло́вїѧ и҆з̾ честны́хъ твои́хъ ᲂу҆́стъ и҆стека́ша, а҆пⷭ҇ле», — воспевает Св. Церковь в своих песнопениях св. Иоанну; там же она называет его богодвижимою цевницею небесных