Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Февраль.djvu/342

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
344
День девятнадцатый

Даже, когда авва Дорофей, порицая его, говорил что-либо иносказательно, святый Досифей и в таком случае старался угадать и исполнить желание своего наставника. Так, в его жизни имело место такое происшествие. Сначала Досифей имел обыкновение говорить очень громко. Блаженный Дорофей, желая, чтобы он говорил не так громко, сказал:

— Досифей, надобно принести чашу нерастворенного вина. Иди и возьми сосуд!

Он тотчас же отправился и принес полную чашу вина и хлеб. Подавая сие наставнику, он хотел получить от него, по обычаю, благословение. Дорофей, увидев сие, удивился и спросил его:

— Что ты хочешь сделать, Досифей?

— Отче, — ответил ему ученик его, — ты повелел принести мне сосуд нерастворенного вина; итак, дай мне благословение.

— Несмысленный, — отвечал авва Дорофей, — ты говоришь очень громко, словно готы[1], когда они упьются вином. Посему и я сказал тебе: возьми чашу вина, ибо ты кричишь так же громко, как готы.

Святый Досифей, поклонившись, положил обратно то, что принес, и с того времени стал говорить тихо.

Однажды он пришел к преподобному Дорофею и просил его объяснить одно место из Священного Писания, — ибо, ревнуя о просвещении ума своего, он начал размышлять над некоторыми местами Священного Писания.

Но его наставник не хотел, чтобы Досифей упражнялся в изучении Писания, так как боялся, что тогда он возмечтает о себе и не сохранит смиренного сознания своей нищеты душевной. Посему на вопрос ученика преподобный Дорофей отвечал:

— Не знаю.

В другой раз, когда Досифей снова пришел к своему наставнику и спросил его о другом месте Священного Писания, он получил такой ответ:

— Поди к игумену и спроси его об этом, я же не могу тебе объяснить.


  1. Готы были полудиким народом, германского происхождения, который жил первоначально к юго-востоку от Балтийского моря. В эпоху великого переселения народов (V в.) готы распространились к югу, и некоторое время грозили Византийской империи. В это же время, а также и позднее из готов было немало наемников, служивших в войсках греческого императора, а потому народ этот был известен даже в Палестине.