Когда наступило утро, Василий, взяв кающегося за руку, повел его со всем народом в церковь, воспевая Псалмы и песнопения. И вот, диавол бесстыдно пришел туда невидимо со всею своею пагубною силою, желая вырвать юношу из рук святаго. Юноша же начал вопить:
— Святитель Божий, помоги мне!
Но диавол с такою дерзостию и бесстыдством вооружился против юноши, что причинял боль и святому Василию, увлекая с собою юношу. Тогда блаженный обратился к диаволу с такими словами:
— Бесстыднейший душегубец, князь тьмы и погибели! Разве не довольно для тебя твоей погибели, какую ты причинил себе и находящимся с тобою? Ужели ты не перестанешь преследовать создания Бога моего?
Диавол же возопил к нему:
— Обижаешь ты меня, Василий! — и этот голос диавольский слышали многие. Тогда святитель сказал:
— Да запретит тебе Господь, о диавол!
Дьявол же опять сказал ему:
— Василий, ты обижаешь меня! Ведь не я пришел к нему, а он ко мне: он отрекся от Христа своего, дав мне расписку, которую я имею в руке своей, и которую я в день судный покажу всеобщему Судии.
Василий же сказал:
— Благословен Господь Бог мой! Эти люди до тех пор не опустят поднятых к Небу рук своих[1], пока ты не отдашь ту расписку.
Затем, обратившись к народу, святый сказал:
— Поднимите руки ваши горе́ и взывайте: «Господи помилуй!»
И вот, после того как народ, поднявши руки к Небу, долгое время вопил со слезами: «Господи помилуй!», расписка того юноши, на глазах у всех, принеслась по воздуху прямо в руки святителю Василию. Взяв эту расписку, святый возрадовался и воздавал благодарение Богу, а потом, в слух всех, сказал юноше:
— Знаешь ли, брат, эту расписку?
- ↑ Древние христиане имели обычай, во время молитвы воздевать руки свои к Небу. Оттуда в нашей церковной песни говорится: воздѣѧ́нїе рꙋкꙋ̀ мое́ю же́ртва вече́рнѧѧ (Стихира на Вечерне).