Потом святый повелел всем умолкнуть и, подойдя к дверям, осенил их трижды крестным знамением и сказал:
— Благословен Бог христианский всегда, ныне, и присно, и во веки веков.
Когда народ воскликнул: «а҆ми́нь», тотчас сотряслась земля и начали сокрушаться запоры, выпали затворы, расселись печати, и врата открылись, как бы от сильного ветра и бури, так что двери ударились о стены. Святый же Василий начал воспевать:
— Воз̾ми́те врата̀ кнѧ́зи ва́шѧ, и҆ воз̾ми́тесѧ врата̀ вѣ́чная, и҆ вни́детъ цр҃ь сла́вы![1].
Затем он вошел в церковь со множеством православных и, совершив Божественную службу, отпустил народ с радостию. Бесчисленное же множество ариан, увидев то чудо, отстали от своего заблуждения и присоединились к православным. Когда о таком правосудном решении Василия и о том славном чуде узнал царь, то чрезвычайно удивился и стал хулить арианство; однако, будучи ослеплен нечестием, он не обратился в Православие и впоследствии погиб жалким образом. Именно, когда он был поражен и получил рану на войне в стране Фракийской, то убежал и скрылся в сарай, где лежала солома. Преследователи же его окружили сарай и подожгли его, и царь, сгоревши там, пошел в огонь неугасимый[2]. Смерть царя последовала уже по преставлении святаго отца нашего Василия, но в тот же год, в который преставился и святый.
Однажды перед святым Василием оклеветан был брат его, епископ Севастийский Петр. Про него сказали, что он, будто бы, продолжает сожительство с женою своею, которую оставил пред посвящением в епископы — епископу же не подобает быть женатым. Услышав о сем, Василий сказал:
— Хорошо, что вы мне об этом сказали; я пойду с вами вместе и обличу его.
Когда же святый подходил к городу Севастии, Петр духом узнал о пришествии брата, ибо и Петр был исполнен Духа Божия и жил с мнимою женою своею не как с женою, а как с сестрою, целомудренно. И так он вышел из города
- ↑ Псалом 23, ст. 7.
- ↑ Это происходило в городе Адрианополе, в нынешней Болгарии.