Перейти к содержанию

Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Январь.djvu/696

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
698
День двадцать первый

Когда святый Максим говорил это и многое другое, о чем подробно сообщает ученик его Анастасий, Феодосий и патриции начали сознавать свое заблуждение. Однако епископ сказал:

— Прими написанный царем типос — не как положительный догмат веры, но как способ решения сомнительных вопросов. Он и написан не в смысле законодательства, а в смысле истолкования веры.

Святый Максим отвечал:

— Если типос не есть положительный закон, утверждающий единство воли и действия Господа нашего, то зачем вы сослали меня в страну варваров и неведущих Бога язычников? За что я осужден оставаться здесь в Визии? За что сотрудники мои изгнаны: один — в Перверу, а другой — в Месемврию?

Когда затем вспомнили о том Поместном Соборе, который был созван в Риме блаженным папою Мартином для осуждения монофелитов, епископ Феодосий сказал:

— Не имеет значения этот Собор, потому что он был созван не по царскому повелению.

Преподобный ответил:

— Если утверждаются только постановления Соборов, созываемых по царскому повелению, то не может быть православной веры. Вспомните о Соборах, созываемых по царскому повелению против единосущия, на которых установлено богохульное учение, что Сын Божий не единосущен Богу Отцу. Таковы соборы: первый — в Тире, второй — в Антиохии, третий — в Селевкии, четвертый — в Константинополе при Евдоксии арианине, пятый — в Никее, шестой — в Сирмии, а спустя много времени — седьмой в Ефесе под председательством Диоскора. Все эти соборы созывались по царским повелениям; однако, все они отвергнуты и преданы анафеме, так как на них были составлены вероопределения безбожные и богопротивные. Притом, почему вы не отвергаете того Собора, который осудил Павла Самосатского и предал его анафеме? Ведь во главе этого Собора стояли: Дионисий, папа Римский, Дионисий Александрийский и Григорий Чудотворец, который и председательствовал на этом Соборе. Этот Собор происходил без царского повеления; однако, он тверд и неопровержим. Православная Церковь признает истинными и святыми только те Соборы, на которых установлены истинные и непреложные догматы. И подлинно, как знает это и