Страница:Записки Алексея Петровича Ермолова (1863).djvu/97

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

рогобужъ оставляя вправо еленскую дорогу, заставлялъ князя Багратіона спасаться поспѣшнѣйшимъ отступленіемъ. Въ таковомъ случаѣ непріятель получалъ опять внутреннюю операціонную линію и 1-я армія лишалась вновь способовъ соединенія со 2-ю арміею. Ей оставалась дорога чрезъ Духовщину;[1] но непріятель могъ вездѣ предупредить, и сверхъ того армія въ движеніи своемъ была бы преслѣдуема 4-мъ корпусомъ вице-короля италіянскаго и другимъ, бывшимъ до того въ Суражѣ, которые оба, по извѣстіямъ, простирались числомъ до 60,000 человѣкъ, что ее крайне затрудняло бы.

Никогда не забуду я страннаго намѣренія твоего, Барклай де-Толли, и никогда не прощу тебѣ отмѣну атаки на Рудню! За что терпѣлъ я упреки отъ тебя, Багратіонъ, благодѣтель мой? Не я ли, при первой мысли о нападеніи на Рудню, настаивалъ на исполненіи; не я ли требовалъ поспѣшности? Я всѣ средства употреблялъ удерживать между вами, яко главными начальниками, доброе согласіе, боясь и

  1. Если же непріятель отъ Рудни вышелъ бы на большую дорогу отъ Смоленска въ Порѣчье, тогда нельзя было бы думать и о Духовщинѣ, а оставалось одно направленіе на Велижъ; довольно взглянуть для этого на карту.