Страница:Записки генерал-лейтенанта Владимира Ивановича Дена.djvu/148

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


умѣніи; наконецъ, съ приближеніемъ моимъ къ городу, все мною видѣнное исчезло какъ сонъ. Великолѣпныя зданія, высокія и разнообразныя церкви—все это замѣнилось хорошо мнѣ знакомыми весьма обыкновенными домами и домишками; голубая серебристая вода—пыльными, желтоватаго цвѣта, пустынными улицами. Корыстолюбивое гостепріимство Херсона хорошо мнѣ извѣстно со времени прежнихъ посѣщеній этого города; гостинницы грека Куруты показались мнѣ на этотъ разъ благословеніемъ Божіемъ; превосходная ботвинья и холодное шампанское, въ большой залѣ, предохраненной ставнями отъ зноя, заставили меня скоро позабыть всѣ мученія дороги и съ новыми силами и оживленною предпріимчивостью продолжать путешествіе немедленно послѣ обѣда.

Теперь въ точности не могу припомнить, какими дорогами мы ѣхали, но съ достовѣрностью могу сказать, что мы проѣзжали чрезъ Бердичевъ, Житоміръ, и въ Устилунгѣ проѣхали чрезъ бывшую границу Царства Польскаго. Не доѣзжая Ивангородской крѣпости, я оставилъ своего спутника Грейбера и, нѣсколько часовъ спустя, я свидѣлся, наконецъ, съ моимъ престарѣлымъ нѣжно любимымъ отцомъ въ нашемъ тихомъ и уныломъ Козеницѣ. Здѣсь я пробылъ нѣсколько дней, радуясь бодрымъ видомъ отца, замѣтно отдохнувшаго, но попрежнему занимавшагося хозяйствомъ, интересовавшагося всѣмъ, что, по его мнѣнію, могло увеличить доходы имѣнія, не щадя ничего для достиженія этой цѣли, утѣшаясь при постоянныхъ неудачахъ надеждою, что сынъ его пожнетъ то, что онъ посѣялъ.

Видя, однако, что имѣніе не приноситъ дохода и что отецъ, не смотря на это, тратитъ деньги на разныя улучшенія, я разъ дозволилъ себѣ замѣтить ему, что сестра и братъ могутъ быть недовольны тѣмъ, что онъ, дѣлая расходы на Козенице, еще увеличиваетъ часть мою, въ ущербъ того, весьма скромнаго, достоянія, на которое они имѣютъ право. Я никогда не забуду взгляда и выраженія лица моего отца, когда я съ нѣкоторымъ смущеніемъ высказалъ ему это. Онъ не возражалъ мнѣ тотчасъ, но, послѣ непродолжительнаго молчанія, спросилъ меня: «если бы я тратилъ что имѣю на содержаніе любовницы, осмѣлился-ли бы ты дѣлать мнѣ внушенія?—нѣтъ? такъ знай, что Козенице—моя любовница».