Страница:Иван Николаевич Крамской 1837-1887 1888.pdf/56

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


26

видалъ во весь вечеръ — онъ не посмѣлъ показаться самъ и показать свои рисунки такому отборному обществу какъ я, нѣкоторые учителя ихъ училища и одни знакомые, Пановы. Въ другой мой приходъ, мать Крамского сказала мнѣ, на мой вопросъ, что Ваня дома и сидить тамъ съ товарищами. Она проводила меня въ его комнатку. Вхожу. Вижу маленькаго, худенькаго, серьезного мальчика, и съ нимъ два другихъ мальчика. Это были: Ваня Крамской и его товарищи, Гриша Турбинъ (впослѣдствіи ретушёръ у одного фотографа въ Харьковѣ[1] и Петя Бравый (впослѣдствии живописецъ въ Острогожскѣ).

Ваня до того былъ застѣнчивъ, что еслибъ не товарищи его, то онъ и въ этотъ разъ врядъ ли показалъ бы мнѣ свои рисунки. Но вотъ, малопо-малу, мы разговорились, пересмотрѣли его рисунки, потомъ Гриша Турбинъ просить къ себѣ на квартиру, чтобы посмотрѣть работы его отца акварелью (отецъ его быль прежде учитель рисованія). Пошли, пересмотріѣли. На возвратномъ пути, Ваня Крамской изъявилъ мнѣ свое горе, что у отца Гриши есть хоть маленькіе кусочки нѣкоторыхъ акварельныхъ красокъ, а у меня, говорить, кромѣ туши и французскаго карандаша, ничего, даже кисточекъ хорошихъ нѣтъ! «Этому горю можно пособить, говорю, заходи ко мнѣ, у меня есть хорошія краски Аккермана, а также и кисти — могу съ тобой подѣлиться». Нужно было видѣть его радость! На другой день утромъ, явился ко мнѣ Ваня Крамской. «Вы не будете на меня сердиться, что я такъ рано къ вамъ, мнѣ ваши краски всю ночь не дали заснуть!» Меня засталъ онъ за работой: я оканчиваль акварелью, на большомъ листѣ бристоля, «Молящагося царя Давида», съ Величковскаго[2]. И до того пришелъ въ восторгъ, что вскричалъ: «Боже мой! Еслибы мнѣ въ половину научиться такъ работать, я бы болѣе ничего въ мірѣ не желалъ». Тутъ онъ сталъ разсказывать, что, бывая въ соборѣ и кладбищенскей церкви, онъ по цѣлымъ часамъ засматривался на живопись Величковскаго. Краски и

  1. Про Турбина говорено въ «Дневникѣ» Крамского, см. выше: 31 iюля 1853 г.
  2. Соборъ въ г. Острогожскѣ выстроенъ, въ XVIII столѣтіи, по плану знаменитаго Растрелли, на иждевеніе города, при содѣйствіи нѣкоей г-жи Синельниковой. Она же выписала изъ Харькова стараго до-академическаго художника Величковскаго, учившагося, на счеть одного богатаго пана, въ Рим; этотъ живописецъ написалъ въ соборѣ нѣсколько образовъ, частью на его стѣнахъ, частью на холстѣ. Живопись эта и по рисунку, и по колориту, и по экспрессін, очень замѣчательна, Величковскаго же работы находятся въ острогожской кладбищенской церкви: это мѣстныя иконы и иконы на боковыхъ дверяхъ алтаря. Стѣнная же живопись церкви исполнена первыми молодыми художниками изъ академіи, подъ наблюденіемъ Величковскаго. — Замѣчу, что уроженцемъ Острогожска быль также знаменитый Боровиковскій, который написалъ, уже в'ь годы полного своего художественнаго развитія, цѣлый иконостасъ въ сель Тишанкѣ, Воронежской губерніи, находящемся недалеко отъ Острогожска.