Страница:Иван Платонович Каляев (1905).pdf/32

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 19 —

— наемные слуги капитала и императорскаго правительства, я — народный мститель, соціалистъ-революціонеръ...»

— Я Вамъ запрещаю продолжать. Секретарь, прочтите списокъ свидѣтелей.

Послѣ прочтенія списка Каляевъ заявляетъ, что имѣетъ, со своей стороны, предъявить одно требованіе. Предсѣдатель не даетъ ему слова. Каляевъ настаиваетъ, въ совершенно спокойной и законной формѣ. Предсѣдатель распоряжается его вывести — и Каляева уводятъ... Защитники — Ждановъ и Мандельштамъ — ходатайствуютъ о перерывѣ засѣданія на 10 минутъ, дабы имѣть возможность обсудить вмѣстѣ съ подсудимымъ дальнѣйшее свое положеніе въ процессе. Предсѣдатель и въ этомъ отказываетъ...

Защитникъ В. А. Ждановъ заявляетъ тогда, что въ такомъ случаѣ онъ считаетъ невозможнымъ и безцѣльнымъ дальнѣйшее свое пребываніе въ залѣ засѣданія. Вслѣдъ за этимъ онъ удаляется.

Наконецъ, защитникъ Мандельштамъ получаетъ разрѣшеніе видѣться съ подсудимымъ и тоже удаляется.

«Процессъ» продолжается въ отсутствіе и «подсудимаго», и защиты...

Но черезъ нѣсколько минутъ предсѣдатель вновь распоряжается ввести Каляева. Съ нимъ вмѣстѣ возвращается и защита. Каляевъ, по окончаніи чтенія обвинительнаго акта, вновь предъявляетъ свое требованіе — на этотъ разъ безпрепятственно. Оказывается, что Каляевъ ранѣе самъ избралъ своимъ защитникомъ Н. В. Тесленко, который, только въ виду отсутствія изъ Москвы, былъ замѣненъ другими. Въ настоящее время Тесленко, ранѣе изучившій все дѣло, возвратился. Каляевъ требуетъ допущенія его къ защитѣ. Ждановъ и Мандельштамъ поддерживаютъ это требованіе. Предсѣдатель отказываетъ, не мотивируя ничѣмъ, кромѣ краткаго: «довольно и двухъ этихъ».

Предсѣдатель обращается къ Каляеву, по прочтеніи обвинительнаго акта, съ обычнымъ вопросомъ — признаетъ ли онъ себя виновным.

Каляевъ отвѣчаетъ просто и спокойно: «Признаю, что смерть вел. кн. Сергѣя произошла отъ моей руки, но виновнымъ себя въ этомъ не признаю по мотивамъ нравственнаго содержанія».

— «Не можете ли Вы это намъ выяснить?» — спрашиваетъ предсѣдатель.

Каляевъ кратко объясняетъ мотивы, побудившіе Боевую Организацію приговорить вел. кн. къ смерти. Убитый былъ однимъ изъ видныхъ представителей и руководителей реакціонной партіи, господствующей въ Россіи. Партія эта мечтаетъ о возвращеніи къ мрачнѣйшимъ временамъ Александра III,


Тот же текст в современной орфографии

— наемные слуги капитала и императорского правительства, я — народный мститель, социалист-революционер...

— Я Вам запрещаю продолжать. Секретарь, прочтите список свидетелей.

После прочтения списка Каляев заявляет, что имеет, со своей стороны, предъявить одно требование. Председатель не дает ему слова. Каляев настаивает, в совершенно спокойной и законной форме. Председатель распоряжается его вывести — и Каляева уводят... Защитники — Жданов и Мандельштам — ходатайствуют о перерыве заседания на 10 минут, дабы иметь возможность обсудить вместе с подсудимым дальнейшее свое положение в процессе. Председатель и в этом отказывает...

Защитник В. А. Жданов заявляет тогда, что в таком случае он считает невозможным и бесцельным дальнейшее свое пребывание в зале заседания. Вслед за этим он удаляется.

Наконец, защитник Мандельштам получает разрешение видеться с подсудимым и тоже удаляется.

«Процесс» продолжается в отсутствие и «подсудимого», и защиты...

Но через несколько минут председатель вновь распоряжается ввести Каляева. С ним вместе возвращается и защита. Каляев, по окончании чтения обвинительного акта, вновь предъявляет свое требование — на этот раз беспрепятственно. Оказывается, что Каляев ранее сам избрал своим защитником Н. В. Тесленко, который, только ввиду отсутствия из Москвы, был заменен другими. В настоящее время Тесленко, ранее изучивший все дело, возвратился. Каляев требует допущения его к защите. Жданов и Мандельштам поддерживают это требование. Председатель отказывает, не мотивируя ничем, кроме краткого: «довольно и двух этих».

Председатель обращается к Каляеву, по прочтении обвинительного акта, с обычным вопросом — признает ли он себя виновным.

Каляев отвечает просто и спокойно: «Признаю, что смерть вел. кн. Сергея произошла от моей руки, но виновным себя в этом не признаю по мотивам нравственного содержания».

— Не можете ли Вы это нам выяснить? — спрашивает председатель.

Каляев кратко объясняет мотивы, побудившие Боевую Организацию приговорить вел. кн. к смерти. Убитый был одним из видных представителей и руководителей реакционной партии, господствующей в России. Партия эта мечтает о возвращении к мрачнейшим временам Александра III,