Страница:Исаченко. Мировой суд (1913).pdf/468

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
450
120—121 ст.


они должны быть вызываемы на место осмотра? — Из изложенного выше следует, что свидетелями этими должны быть лица, совершенно посторонние делу и тяжущимся и ровно ничем в деле не заинтересованные. Всякое, сколько-нибудь близкое отношение свидетелей к делу или к одной из сторон должно лишать их силы достоверных свидетелей. Посему, прежде чем допустить свидетелей к участию при производстве осмотра, судья должен выяснить отношения их к тяжущимся и к предмету спора. Это он должен сделать сам, хотя бы стороны и не заявляли сомнения в достоверности приглашенных свидетелей, а тем более, когда та или другая из них указывает на наличность таких обстоятельств, которые подрывают достоверность свидетелей.

Что касается вопроса, из кого должны избираться свидетели, то необходимо прийти к тому выводу, что выбор их должен быть предоставлен и самому судье, если ему известны ближайшие к месту осмотра жители, и каждой из сторон, если противная сторона не спорит против сделанного судье указания. Если же ни сам судья, ни стороны не имеют надлежащих сведений, таковые мировой судья должен потребовать от ближайшего общественного установления, каковы — городские управы, волостные правления и пр.

О порядке вызова свидетелей нам нет надобности говорить: свидетели должны быть вызываемы по общим правилам о вызове к суду — повестками, в коих должно быть точно означено, куда и на когда вызываются, по какому делу и для чего именно (для присутствования при осмотре).

4. Какие права могут быть предоставляемы приглашенным к осмотру свидетелям? — Кажется ничего более, как право удостоверить или не удостоверить, что такое-то действие было совершено тут и совершено так, как это значится в протоколе. Признать за свидетелями право вмешиваться в распоряжения судьи, требовать от него совершения таких действий, совершение коих он не находит нужным и т. п. — невозможно. Осмотр производит судья, и ему одному должно принадлежать право делать те или другие распоряжения, совершать те или другие действия. Посему, всякое указание свидетелей, всякое их требование судья всегда вправе оставить без уважения, если сам не при-