Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/117

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

родѣ таксы за впускъ нищихъ въ монастырскія стѣны: по 3 коп. съ души въ будничный день, по 5 коп.—въ праздничный и по 10 коп.—во время похоронъ. Возможности такого оброка легко повѣрить, потому что нищенскій промыселъ въ Петербургѣ бываетъ иногда очень прибыленъ. Извѣстны многіе факты, что нищіе успѣвали не только безбѣдно прожить, но и нажить немалые капиталы. Почти въ каждомъ нищенскомъ гнѣздѣ найдется свой кулакъ, отдающій деньги въ ростъ не только своей братіи, но и на сторону—людямъ зажиточнымъ по виду. Въ 1867 г. былъ такой случай: умеръ старикъ—нищій, бывшій дворовый человѣкъ, и въ его лохмотьяхъ нашли до 70 тысячъ рублей банковыми билетами.

По поводу продажи мѣстъ и т. под. угодій нищенскаго промысла, должно сказать, что несомнѣнно, въ извѣстныхъ слояхъ петербургскаго нищенства, замѣчаются признаки артельной организаціи и существуетъ условленный порядокъ въ пользованіи тѣми или другими прибыльными для попрошайничества мѣстами. Есть, впрочемъ, мѣста и дни, безразлично утилизируемые всѣми нищими. Мѣста эти—рынки и торговые ряды, а дни—субботы. Съ ранняго утра, по субботамъ, нищіе по одиночкѣ, съ интервалами, обходятъ ряды лавокъ и собираютъ грошики. Находится еще немало благочестивыхъ купцовъ, которые считаютъ своимъ священнымъ долгомъ аккуратно по субботамъ одѣлять отъ своихъ щедротъ нищую братію. Эти нищіе-субботники, большею частью, одни и тѣ-же, и пользуются нѣкоторыми правами добраго стараго знакомства съ своими патронами.

Уличные профессіональные нищіе прибѣгаютъ нерѣдко къ поддѣлкамъ и рекламамъ, выработаннымъ практикой нищенскаго промысла. Есть искусственные, поддѣльные калѣки, мнимые слѣпые, глухонѣмые и проч. Не рѣдки несчастныя вдовы-матери съ больными ребятами на рукахъ, издающими жалобный пискъ, вынуждаемый подъ часъ, въ бойкую минуту промысла, щипками и тычками, тѣмъ болѣе нещадными, что чаще всего у этихъ мнимыхъ матерей ребята не свои, а взятые на прокатъ у какой нибудь своей-же сестры—нищенки. Бываетъ и такъ, что у чадолюбивой вдовы-нищенки, вмѣсто живаго ребенка, завернуто здоровое и безгласное полѣно. За этими матерями по промыслу тянутся неутѣшные отцы, вдовы и сироты, сейчасъ только лишившіеся своихъ кровныхъ, которыхъ не на что похоронить: «подайте, значитъ, Христа


Тот же текст в современной орфографии

роде таксы за впуск нищих в монастырские стены: по 3 коп. с души в будничный день, по 5 коп. — в праздничный и по 10 коп. — во время похорон. Возможности такого оброка легко поверить, потому что нищенский промысел в Петербурге бывает иногда очень прибылен. Известны многие факты, что нищие успевали не только безбедно прожить, но и нажить немалые капиталы. Почти в каждом нищенском гнезде найдется свой кулак, отдающий деньги в рост не только своей братии, но и на сторону — людям зажиточным по виду. В 1867 г. был такой случай: умер старик — нищий, бывший дворовый человек, и в его лохмотьях нашли до 70 тысяч рублей банковыми билетами.

По поводу продажи мест и т. под. угодий нищенского промысла, должно сказать, что несомненно, в известных слоях петербургского нищенства, замечаются признаки артельной организации и существует условленный порядок в пользовании теми или другими прибыльными для попрошайничества местами. Есть, впрочем, места и дни, безразлично утилизируемые всеми нищими. Места эти — рынки и торговые ряды, а дни — субботы. С раннего утра, по субботам, нищие поодиночке, с интервалами, обходят ряды лавок и собирают грошики. Находится еще немало благочестивых купцов, которые считают своим священным долгом аккуратно по субботам оделять от своих щедрот нищую братию. Эти нищие-субботники, большею частью, одни и те же, и пользуются некоторыми правами доброго старого знакомства с своими патронами.

Уличные профессиональные нищие прибегают нередко к подделкам и рекламам, выработанным практикой нищенского промысла. Есть искусственные, поддельные калеки, мнимые слепые, глухонемые и проч. Нередки несчастные вдовы-матери с больными ребятами на руках, издающими жалобный писк, вынуждаемый подчас, в бойкую минуту промысла, щипками и тычками, тем более нещадными, что чаще всего у этих мнимых матерей ребята не свои, а взятые напрокат у какой-нибудь своей же сестры—нищенки. Бывает и так, что у чадолюбивой вдовы-нищенки, вместо живого ребенка, завернуто здоровое и безгласное полено. За этими матерями по промыслу тянутся неутешные отцы, вдовы и сироты, сейчас только лишившиеся своих кровных, которых не на что похоронить: «подайте, значит, Христа