Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

отношеніяхъ съ жертвой. Весьма часто, въ рядахъ данной группы преступниковъ оказываются лица, служащія или служившія незадолго до убійства у своихъ жертвъ въ разнаго рода должностяхъ, преимущественно-же—домашніе слуги, всегда хорошо знающіе средства, обстановку и привычки своихъ «господъ». Полиція давно сдѣлала такое-же наблюденіе, и поэтому постоянно, при разъисканіи оставшихся неизвѣстными и укрывшихся виновниковъ убійствъ съ грабежемъ, прежде всего заподозриваетъ прислугу пострадавшихъ, не всегда впопадъ, разумѣется, такъ что часто подвергаются аресту и волокитѣ люди совершенно невинные; но ужь безъ этого нельзя въ процедурѣ русскаго слѣдствія, особенно въ прежнее время не отличавшагося проницательностью и осторожностью обвиненій. Укажемъ на наиболѣе выдающіеся факты, имѣвшіе мѣсто въ обозрѣваемомъ періодѣ, въ которыхъ данное подозрѣніе оправдывалось.

Надѣлавшее столько шуму, достопамятное убійство въ Гусевомъ переулкѣ можетъ служить самымъ типичнымъ и яркимъ подтвержденіемъ сейчасъ констатированнаго наблюденія. Было дознано, что Дарья Соколова не только служила прежде и была «своимъ человѣкомъ» въ домѣ погибшаго, вмѣстѣ со своими домашними, капитана Ашмаренкова, но даже состояла съ послѣднимъ въ интимной связи, поскольку она могла быть тѣсной и прочной между хозяиномъ-бариномъ и «мужичкой»-кухаркой. Было подозрѣніе, что у Дарьи находились соучастники, которые собственно покончили съ жертвами, безъ ея прямаго содѣйствія, и которыхъ она только предварительно впустила въ домъ. Подробность весьма возможная и обычная въ подобныхъ преступленіяхъ.

Дѣйствительно, во многихъ случаяхъ прислуга, въ особенности женская, покушаясь на жизнь и имущество своихъ бывшихъ или настоящихъ «господъ», заручается предварительно дѣятельнымъ соучастіемъ своихъ пріятелей или родственниковъ и часто играетъ въ преступленіи роль только посредника, проводника и попустителя. Въ этомъ родѣ было совершено въ 1872 году убійство мѣщанки Ермоловой, «гостившей» въ домѣ купца Маятникова, причемъ домъ былъ ограбленъ и подожженъ. Послѣ долгихъ розысковъ, виновные были обнаружены, въ лицѣ бывшей кухарки Маятникова, чухонки Пульманъ, и ея друга, сапожнаго подмастерья Эриксона. Оказалось


Тот же текст в современной орфографии

отношениях с жертвой. Весьма часто, в рядах данной группы преступников оказываются лица, служащие или служившие незадолго до убийства у своих жертв в разного рода должностях, преимущественно же — домашние слуги, всегда хорошо знающие средства, обстановку и привычки своих «господ». Полиция давно сделала такое же наблюдение, и поэтому постоянно, при разыскании оставшихся неизвестными и укрывшихся виновников убийств с грабежом, прежде всего заподазривает прислугу пострадавших, не всегда впопад, разумеется, так что часто подвергаются аресту и волоките люди совершенно невинные; но уж без этого нельзя в процедуре русского следствия, особенно в прежнее время не отличавшегося проницательностью и осторожностью обвинений. Укажем на наиболее выдающиеся факты, имевшие место в обозреваемом периоде, в которых данное подозрение оправдывалось.

Наделавшее столько шуму, достопамятное убийство в Гусевом переулке может служить самым типичным и ярким подтверждением сейчас констатированного наблюдения. Было дознано, что Дарья Соколова не только служила прежде и была «своим человеком» в доме погибшего, вместе со своими домашними, капитана Ашмаренкова, но даже состояла с последним в интимной связи, поскольку она могла быть тесной и прочной между хозяином-барином и «мужичкой»-кухаркой. Было подозрение, что у Дарьи находились соучастники, которые собственно покончили с жертвами, без её прямого содействия, и которых она только предварительно впустила в дом. Подробность весьма возможная и обычная в подобных преступлениях.

Действительно, во многих случаях прислуга, в особенности женская, покушаясь на жизнь и имущество своих бывших или настоящих «господ», заручается предварительно деятельным соучастием своих приятелей или родственников и часто играет в преступлении роль только посредника, проводника и попустителя. В этом роде было совершено в 1872 году убийство мещанки Ермоловой, «гостившей» в доме купца Маятникова, причем дом был ограблен и подожжен. После долгих розысков, виновные были обнаружены, в лице бывшей кухарки Маятникова, чухонки Пульман, и её друга, сапожного подмастерья Эриксона. Оказалось