Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/195

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

принимаются именно такъ, какъ показываетъ вышепредставленный случай, т. е. благодаря ознакомленію преступниковъ съ обстановкою и средствами жертвъ чрезъ бывшихъ ихъ служанокъ и подстрекательству этихъ послѣднихъ, а, случается, и непосредственному участію ихъ въ преступленіи.

По этой части вырабатываются даже, изъ среды петербургскихъ кухарокъ и горничныхъ, нерѣдко хорошо извѣстныя полиціи спеціалистки, которыя дѣлаютъ опыты систематизировать въ постоянный промыселъ подобную подготовку и обработку преступленій. Состоя въ близкихъ сношеніяхъ съ наторѣвшими мастерами взломовъ, грабежей и похищеній, остающимися всегда на заднемъ планѣ, эти мнимыя «куфарки» и горничныя нанимаются въ дома, изучаютъ нравы и привычки хозяевъ и домашнихъ, собираютъ справки объ ихъ достаткахъ, высматриваютъ, гдѣ что лежитъ, преимущественно-же, все то, что̀ плохо лежитъ, и если эта воровская рекогносцировка обѣщаетъ возможность успѣшнаго ограбленія, онѣ подготовляютъ удобный моментъ для дѣйствія своихъ, заранѣе подговоренныхъ и ими-же руководимыхъ, соучастниковъ. Сами они въ этихъ случаяхъ остаются нерѣдко въ сторонѣ; но чаще принимаютъ непосредственное участіе въ хищнической операціи и тотчасъ-же скрываются. Предусмотрительныя и опытныя по этой части преступницы нерѣдко, для того чтобы скрыть за собой всякій слѣдъ по совершеніи преступленія, запасаются фальшивыми паспортами. Поступая на мѣста, онѣ вручаютъ паспорты хозяевамъ, которые обыкновенно задерживаютъ ихъ у себя, послѣ помѣтки въ полиціи, въ видѣ нѣкоторой гарантіи. При такомъ условіи, подлинный паспортъ въ рукахъ обворованныхъ и пострадавшихъ могъ-бы послужить надежнымъ ключемъ для открытія провинившейся и бѣжавшей кухарки; ну, а фальшивый не только не выдастъ, но еще запутаетъ отъискиваніе слѣдовъ.

Нужно замѣтить, что поскольку въ разсматриваемой группѣ убійствъ домашняя прислуга оказывается въ роляхъ активныхъ, постольку-же, въ весьма нерѣдкихъ случаяхъ, ея представители несутъ и страдательныя роли жертвъ. Объясняется это тѣмъ, что въ лицѣ домашней прислуги преступники очень часто встрѣчаютъ главную, а иногда и единственную помѣху для совершенія задуманной кражи въ «господской» квартирѣ. Есть немало случаевъ, гдѣ, вмѣстѣ


Тот же текст в современной орфографии

принимаются именно так, как показывает вышепредставленный случай, т. е. благодаря ознакомлению преступников с обстановкою и средствами жертв чрез бывших их служанок и подстрекательству этих последних, а, случается, и непосредственному участию их в преступлении.

По этой части вырабатываются даже, из среды петербургских кухарок и горничных, нередко хорошо известные полиции специалистки, которые делают опыты систематизировать в постоянный промысел подобную подготовку и обработку преступлений. Состоя в близких сношениях с наторевшими мастерами взломов, грабежей и похищений, остающимися всегда на заднем плане, эти мнимые «куфарки» и горничные нанимаются в дома, изучают нравы и привычки хозяев и домашних, собирают справки об их достатках, высматривают, где что лежит, преимущественно же, всё то, что плохо лежит, и если эта воровская рекогносцировка обещает возможность успешного ограбления, они подготовляют удобный момент для действия своих, заранее подговоренных и ими же руководимых, соучастников. Сами они в этих случаях остаются нередко в стороне; но чаще принимают непосредственное участие в хищнической операции и тотчас же скрываются. Предусмотрительные и опытные по этой части преступницы нередко, для того чтобы скрыть за собой всякий след по совершении преступления, запасаются фальшивыми паспортами. Поступая на места, они вручают паспорты хозяевам, которые обыкновенно задерживают их у себя, после пометки в полиции, в виде некоторой гарантии. При таком условии, подлинный паспорт в руках обворованных и пострадавших мог бы послужить надежным ключом для открытия провинившейся и бежавшей кухарки; ну, а фальшивый не только не выдаст, но еще запутает отыскивание следов.

Нужно заметить, что поскольку в рассматриваемой группе убийств домашняя прислуга оказывается в ролях активных, постольку же, в весьма нередких случаях, её представители несут и страдательные роли жертв. Объясняется это тем, что в лице домашней прислуги преступники очень часто встречают главную, а иногда и единственную помеху для совершения задуманной кражи в «господской» квартире. Есть немало случаев, где, вместе