Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/337

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

же послѣднихъ. Конечно, самый оживленный обмѣнъ оскорбленій, тычковъ и членовредительствъ происходитъ въ веселое праздничное время подъ вліяніемъ винныхъ паровъ.

Классифицировать этого рода дѣянія очень трудно, намъ остается только разгруппировать имѣющійся у насъ обширный матеріалъ по внѣшнимъ отличительнымъ признакамъ и привести только наиболѣе характеристическіе случаи безчинства, произвола, насилія и нарушенія общественной тишины.

Такимъ образомъ, мы разсмотримъ дѣянія этого рода: а) уличныя, б) въ публичныхъ заведеніяхъ, и в) въ частныхъ жилищахъ.

Уличныя драки, дебоширства и безчинства совершаются чаще всего простолюдинами въ праздничное время и — иногда принимаютъ размѣры огромныхъ побоищъ. Были случаи, что сталкивались изъ-за какого нибудь вздора цѣлыя, противоборствующія между собою, рабочія артели, большею частью заводскія и фабричныя, причемъ бывали не только раненые, но и убитые. Случаи болѣе серьезныхъ безпорядковъ со стороны рабочихъ, возбужденныхъ недовольствомъ на хозяевъ и на свое положеніе, всѣ на перечетѣ. Мы разумѣемъ, такъ называемыя, «стачки», которыя у насъ бываютъ рѣдко и разрѣшаются, обыкновенно, мирнымъ образомъ. Впрочемъ, этого порядка явленій мы здѣсь, вообще, не касаемся.

Публика наша, какъ извѣстно, — одна изъ самыхъ смирныхъ, терпѣливыхъ и безропотныхъ, однакожъ, и она изрѣдка проявляетъ довольно шумно и энергично протестъ слишкомъ ужь безцеремонному съ нею обращенію. За обозрѣваемый періодъ это бывало съ нею нѣсколько разъ въ тѣхъ случаяхъ, когда не удовлетворяли, почему либо, ея законныхъ требованій, напр., не исполняли въ увеселительныхъ заведеніяхъ обѣщанныхъ зрѣлищъ, отказывали въ средствахъ передвиженія и пр. Особенно памятенъ и характеристиченъ былъ безпорядокъ, учиненный въ 1877 г. на царскосельской желѣзной дорогѣ публикой, возвращавшейся ночью съ «музыки» въ Павловскѣ. Вслѣдствіе нераспорядительности желѣзнодорожной администраціи, масса публики не могла уѣхать, когда хотѣла, ее продержали на платформѣ болѣе часу, везли въ неосвѣщенныхъ вагонахъ и упорнымъ пренебреженіемъ ея жалобъ раздражили до того, что она перебила стекла на станціяхъ и въ


Тот же текст в современной орфографии

же последних. Конечно, самый оживленный обмен оскорблений, тычков и членовредительств происходит в веселое праздничное время под влиянием винных паров.

Классифицировать этого рода деяния очень трудно, нам остается только разгруппировать имеющийся у нас обширный материал по внешним отличительным признакам и привести только наиболее характеристические случаи бесчинства, произвола, насилия и нарушения общественной тишины.

Таким образом, мы рассмотрим деяния этого рода: а) уличные, б) в публичных заведениях, и в) в частных жилищах.

Уличные драки, дебоширства и бесчинства совершаются чаще всего простолюдинами в праздничное время и — иногда принимают размеры огромных побоищ. Были случаи, что сталкивались из-за какого-нибудь вздора целые, противоборствующие между собою, рабочие артели, большею частью заводские и фабричные, причем бывали не только раненые, но и убитые. Случаи более серьезных беспорядков со стороны рабочих, возбужденных недовольством на хозяев и на свое положение, все на перечете. Мы разумеем, так называемые, «стачки», которые у нас бывают редко и разрешаются, обыкновенно, мирным образом. Впрочем, этого порядка явлений мы здесь, вообще, не касаемся.

Публика наша, как известно, — одна из самых смирных, терпеливых и безропотных, однакож, и она изредка проявляет довольно шумно и энергично протест слишком уж бесцеремонному с нею обращению. За обозреваемый период это бывало с нею несколько раз в тех случаях, когда не удовлетворяли, почему-либо, её законных требований, напр., не исполняли в увеселительных заведениях обещанных зрелищ, отказывали в средствах передвижения и пр. Особенно памятен и характеристичен был беспорядок, учиненный в 1877 г. на царскосельской железной дороге публикой, возвращавшейся ночью с «музыки» в Павловске. Вследствие нераспорядительности железнодорожной администрации, масса публики не могла уехать, когда хотела, её продержали на платформе более часу, везли в неосвещенных вагонах и упорным пренебрежением её жалоб раздражили до того, что она перебила стекла на станциях и в