Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/350

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Лѣтомъ, въ лѣсномъ клубѣ, на семейно-танцовальномъ вечерѣ одинъ, хорошо угостившійся, дворянинъ, танцуя, упалъ вмѣстѣ со своей дамой и возбудилъ тѣмъ громкій хохотъ близь сидѣвшихъ молодыхъ людей. Дворянинъ оскорбился ихъ хохотомъ, подошелъ къ нимъ съ вопросомъ: «что вы хохочете?», и когда они въ отвѣтъ расхохотались снова—онъ далъ каждому изъ нихъ по щелчку въ носъ. О послѣдствіяхъ умалчиваемъ.

Изъ массы клубскихъ ссоръ и взаимныхъ оскорбленій особенно выдвинулось и надѣлало шуму разбиравшееся на судѣ въ 1877 г. столкновеніе въ бывшемъ художественномъ клубѣ между однимъ извѣстнымъ писателемъ-драматургомъ и адвокатомъ. Адвокатъ, послѣ длиннаго ряда насмѣшекъ и злоязычныхъ выходокъ со стороны писателя, нанесъ послѣднему ударъ по щекѣ такой, что тотъ разрыдался, какъ ребенокъ. На судѣ, между прочимъ, одинъ изъ свидѣтелей, старшина клуба, удостовѣрилъ тотъ прискорбный фактъ, что «случаи оскорбленія дѣйствіемъ и раньше бывали въ клубѣ художниковъ,—личныя же ссоры между членами комитета и посѣтителями частенько-таки бывали…» Нужно помнить, что названный клубъ, по своему составу, считался ультра-интеллигентнымъ.

Разумѣется, самыя свирѣпыя и безчинныя столкновенія между представителями привиллегированныхъ классовъ происходятъ въ трактирахъ, ресторанахъ и публичныхъ домахъ. Есть по этой части особые удальцы-скандалисты, которые, по выраженію одного изъ нихъ, «любятъ позвонить и потѣшить свое сердце» дебошами и драками въ названныхъ заведеніяхъ. Среди нихъ встрѣчаются, къ удивленію, и чины судебнаго вѣдомства. Разъ въ газетахъ былъ изобличенъ одинъ судебный приставъ въ томъ, что, придя въ гостинницу на Невскомъ проспектѣ, пьянымъ, и, потребовавъ вина, началъ кричать, ругаться, приставать къ публикѣ и, наконецъ, ударилъ кулакомъ одного изъ посѣтителей по лицу, а затѣмъ всталъ передъ обиженнымъ посреди комнаты на колѣни и упрашивалъ ударить его обратно. На всѣ просьбы прислуги гостинницы оставить безобразить и идти домой, судебный приставъ не унимался, такъ что буфетчикъ вынужденъ былъ позвать дворника и городоваго, которые и отвели его въ участокъ.

Нѣкоторыя изъ увеселительныхъ заведеній въ столицѣ составили себѣ извѣстность преимущественныхъ вертеповъ всякихъ оргій,


Тот же текст в современной орфографии

Летом, в лесном клубе, на семейно-танцевальном вечере один, хорошо угостившийся, дворянин, танцуя, упал вместе со своей дамой и возбудил тем громкий хохот близ сидевших молодых людей. Дворянин оскорбился их хохотом, подошел к ним с вопросом: «что вы хохочете?», и когда они в ответ расхохотались снова — он дал каждому из них по щелчку в нос. О последствиях умалчиваем.

Из массы клубских ссор и взаимных оскорблений особенно выдвинулось и наделало шуму разбиравшееся на суде в 1877 г. столкновение в бывшем художественном клубе между одним известным писателем-драматургом и адвокатом. Адвокат, после длинного ряда насмешек и злоязычных выходок со стороны писателя, нанес последнему удар по щеке такой, что тот разрыдался, как ребенок. На суде, между прочим, один из свидетелей, старшина клуба, удостоверил тот прискорбный факт, что «случаи оскорбления действием и раньше бывали в клубе художников, — личные же ссоры между членами комитета и посетителями частенько-таки бывали…» Нужно помнить, что названный клуб, по своему составу, считался ультра-интеллигентным.

Разумеется, самые свирепые и бесчинные столкновения между представителями привилегированных классов происходят в трактирах, ресторанах и публичных домах. Есть по этой части особые удальцы-скандалисты, которые, по выражению одного из них, «любят позвонить и потешить свое сердце» дебошами и драками в названных заведениях. Среди них встречаются, к удивлению, и чины судебного ведомства. Раз в газетах был изобличен один судебный пристав в том, что, придя в гостиницу на Невском проспекте, пьяным, и, потребовав вина, начал кричать, ругаться, приставать к публике и, наконец, ударил кулаком одного из посетителей по лицу, а затем встал перед обиженным посреди комнаты на колени и упрашивал ударить его обратно. На все просьбы прислуги гостиницы оставить безобразить и идти домой, судебный пристав не унимался, так что буфетчик вынужден был позвать дворника и городового, которые и отвели его в участок.

Некоторые из увеселительных заведений в столице составили себе известность преимущественных вертепов всяких оргий,