Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/379

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ровствомъ. Въ другомъ случаѣ, имѣвшемъ мѣсто въ 1876 г., 15-ти лѣтній мальчикъ, вовлеченный въ компанію какого-то взрослаго конокрада «цыгана», дошелъ путемъ этого ремесла до убійства. Вмѣстѣ со своимъ руководителемъ онъ угналъ лошадь съ санями какого-то крестьянина. Дѣло было на окраинѣ города. Крестьянинъ бросился догонять ихъ верхомъ на другой и—догналъ; началась свалка, во время которой конокрадъ-мальчуганъ, по требованію своего руководителя, «нисколько не раздумывая,» досталъ изъ кармана ножъ и нанесъ нѣсколько глубокихъ ранъ въ животъ преслѣдовавшему.

Вѣроятно, каждому приходилось видѣть на петербургскихъ улицахъ цѣпкихъ малышей, которые ухищряются присѣсть сзади проѣзжающихъ пролетокъ, на рессорахъ, незамѣтно для кучеровъ и пассажировъ. Вы думаете, это—невинные, рѣзвые шалуны, соблазненные возможностью даромъ «прокатиться». Между тѣмъ, шалуны эти преслѣдуютъ далеко не невинную цѣль: они неощутительно запускаютъ руку въ карманы зазѣвавшагося пассажира и, выудивъ изъ нихъ кошелекъ, платокъ носовой или что придется, слѣзаютъ и улетучиваются. Спеціалисты этого рода карманной выгрузки носятъ названіе на воровскомъ жаргонѣ «рессорщиковъ», и одно время ихъ столько размножилось и столько кармановъ, въ особенности дамскихъ, было ими опустошено, что на это было обращено особое вниманіе полиціи.

Еще чаще приходится каждому петербуржцу встрѣчать на улицахъ прилипающихъ къ каждому прохожему съ слезливымъ клянчаньемъ о «милостинкѣ» маленькихъ оборвышей. Думаете—имъ копѣечная милостинка нужна… Можетъ быть и не болѣе того во многихъ случаяхъ; но нерѣдки и такіе случаи, что подобный жалкій малютка предпочтетъ, вмѣсто полученія отъ васъ грошика, распорядиться всѣмъ вашимъ кошелькомъ, смѣло и ловко вытащеннымъ изъ кармана, чуть только вы не поостережетесь. Этотъ воришка, маскирующійся нищенствомъ, называется у воровъ, почему-то, «плашкетикомъ».

Секретное опорожниваніе недостаточно оберегаемыхъ кармановъ—еще такъ-сякъ, доступное для слабаго отроческаго возраста дѣйствіе; но открытый грабежъ, напримѣръ, кажется, дѣло совсѣмъ ужъ не дѣтское, а между тѣмъ, мальчики-грабители въ Петер-


Тот же текст в современной орфографии

ровством. В другом случае, имевшем место в 1876 г., 15-тилетний мальчик, вовлеченный в компанию какого-то взрослого конокрада «цыгана», дошел путем этого ремесла до убийства. Вместе со своим руководителем он угнал лошадь с санями какого-то крестьянина. Дело было на окраине города. Крестьянин бросился догонять их верхом на другой и — догнал; началась свалка, во время которой конокрад-мальчуган, по требованию своего руководителя, «нисколько не раздумывая,» достал из кармана нож и нанес несколько глубоких ран в живот преследовавшему.

Вероятно, каждому приходилось видеть на петербургских улицах цепких малышей, которые ухищряются присесть сзади проезжающих пролеток, на рессорах, незаметно для кучеров и пассажиров. Вы думаете, это — невинные, резвые шалуны, соблазненные возможностью даром «прокатиться». Между тем, шалуны эти преследуют далеко не невинную цель: они неощутительно запускают руку в карманы зазевавшегося пассажира и, выудив из них кошелек, платок носовой или что придется, слезают и улетучиваются. Специалисты этого рода карманной выгрузки носят название на воровском жаргоне «рессорщиков», и одно время их столько размножилось и столько карманов, в особенности дамских, было ими опустошено, что на это было обращено особое внимание полиции.

Еще чаще приходится каждому петербуржцу встречать на улицах прилипающих к каждому прохожему с слезливым клянченьем о «милостинке» маленьких оборвышей. Думаете — им копеечная милостинка нужна… Может быть и не более того во многих случаях; но нередки и такие случаи, что подобный жалкий малютка предпочтет, вместо получения от вас грошика, распорядиться всем вашим кошельком, смело и ловко вытащенным из кармана, чуть только вы не поостережетесь. Этот воришка, маскирующийся нищенством, называется у воров, почему-то, «плашкетиком».

Секретное опоражнивание недостаточно оберегаемых карманов — еще так-сяк, доступное для слабого отроческого возраста действие; но открытый грабеж, например, кажется, дело совсем уж не детское, а между тем, мальчики-грабители в Петер-