Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/50

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

щегольству, къ «шику», и вкусъ къ праздной, разгульной жизни на «господскую» ногу… Для удовлетворенія изысканныхъ потребностей такой жизни, компанія, путемъ гнуснѣйшихъ промысловъ и мошенническихъ продѣлокъ, пришла къ изобрѣтенію цѣлой системы грабежей и убійствъ, къ счастью, «пресѣченныхъ» въ самомъ началѣ. Въ высшей степени характеристична одна маленькая подробность въ этомъ страшномъ дѣлѣ: когда компанія, покончивъ съ Зономъ, свезла его въ чемоданѣ на желѣзно-дорожный вокзалъ и сдала въ багажъ, то первымъ дѣломъ ея было, послѣ такъ счастливо исполненной операціи, зайти гурьбой въ кондитерскую и полакомиться пирожнымъ на ограбленныя у несчастной жертвы деньги.

Еще примѣръ. Одинъ темный, полунищій и праздный разночинецъ, тоже отлично познавшій вкусъ къ наслажденіямъ культурной жизни и снѣдаемый алчной похотью полакомиться ими, какъ-то въ тиши ночной, по внезапному наитію, пробрался въ комнату своего пріятеля и сосѣда по жилью, и задушилъ его, спящаго, изъ за нѣсколькихъ рублей и дрянной енотовой шубы… Прямо съ «работы», онъ отправился на извощикѣ въ домъ терпимости и весело прокутилъ тамъ до разсвѣта на счетъ добычи. Проэктъ усладительнаго кутежа въ подобномъ вкусѣ, какъ оказалось потомъ, убійца этотъ давно лелѣялъ въ сердцѣ. У него нашли слѣдующій примѣчательный рецептъ: «Мышьяку на 15 к., скипидару на 10 коп., цинковаго кали на 60 коп. и крѣпкой водки на 15 коп. Принять послѣ хорошаго обѣда у Бореля… Кому свѣтъ надоѣлъ, тотъ да воспользуется симъ совѣтомъ! Рубль стоитъ недорого…» Интересно здѣсь сопоставленіе отвращенія къ «надоѣвшему свѣту» съ «хорошимъ обѣдомъ у Бореля». Очевидно, что составитель рецепта страдалъ не отвращеніемъ и оскоминой къ жизни, а—напротивъ—слишкомъ алчнымъ и не по карману изысканнымъ аппетитомъ къ ней.

Подобный гастрономическій рецептъ имѣетъ варіанты, и однажды былъ съ успѣхомъ примѣненъ на практикѣ однимъ сибаритомъ изъ той-же среды петербургскихъ подонковъ и отребьевъ городской цивилизаціи. Субъектъ этотъ—молодой человѣкъ, весело проведя вечеръ въ танцъ-классѣ «Эльдорадо», пользовавшемся весьма скандалезной репутаціей, пріѣхалъ съ пріятелями и дамами въ гостинницу, взялъ номеръ, заказалъ роскошный ужинъ съ шампанскимъ, и въ самый разгаръ вакханаліи хватилъ яду, чѣмъ и покончилъ счетъ съ хо-


Тот же текст в современной орфографии

щегольству, к «шику», и вкус к праздной, разгульной жизни на «господскую» ногу… Для удовлетворения изысканных потребностей такой жизни, компания, путем гнуснейших промыслов и мошеннических проделок, пришла к изобретению целой системы грабежей и убийств, к счастью, «пресеченных» в самом начале. В высшей степени характеристична одна маленькая подробность в этом страшном деле: когда компания, покончив с Зоном, свезла его в чемодане на железнодорожный вокзал и сдала в багаж, то первым делом её было, после так счастливо исполненной операции, зайти гурьбой в кондитерскую и полакомиться пирожным на ограбленные у несчастной жертвы деньги.

Еще пример. Один темный, полунищий и праздный разночинец, тоже отлично познавший вкус к наслаждениям культурной жизни и снедаемый алчной похотью полакомиться ими, как-то в тиши ночной, по внезапному наитию, пробрался в комнату своего приятеля и соседа по жилью, и задушил его, спящего, из-за нескольких рублей и дрянной енотовой шубы… Прямо с «работы», он отправился на извозчике в дом терпимости и весело прокутил там до рассвета на счет добычи. Проект усладительного кутежа в подобном вкусе, как оказалось потом, убийца этот давно лелеял в сердце. У него нашли следующий примечательный рецепт: «Мышьяку на 15 к., скипидару на 10 коп., цинкового кали на 60 коп. и крепкой водки на 15 коп. Принять после хорошего обеда у Бореля… Кому свет надоел, тот да воспользуется сим советом! Рубль стоит недорого…» Интересно здесь сопоставление отвращения к «надоевшему свету» с «хорошим обедом у Бореля». Очевидно, что составитель рецепта страдал не отвращением и оскоминой к жизни, а — напротив — слишком алчным и не по карману изысканным аппетитом к ней.

Подобный гастрономический рецепт имеет варианты, и однажды был с успехом применен на практике одним сибаритом из той же среды петербургских подонков и отребьев городской цивилизации. Субъект этот — молодой человек, весело проведя вечер в танц-классе «Эльдорадо», пользовавшемся весьма скандалёзной репутацией, приехал с приятелями и дамами в гостиницу, взял номер, заказал роскошный ужин с шампанским, и в самый разгар вакханалии хватил яду, чем и покончил счет с хо-