Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/54

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


  Муж. п. Жен. п. Об. п.
Лицъ, получающихъ средства существованія отъ главъ семействъ и родныхъ 59.783  145.693  205.476
Живущихъ неопредѣленными средствами 788  1.557  2.345
Призрѣваемыхъ благотворительностью 1.932  9.748  11.680
Проститутокъ —  2.041  2.041
Арестантовъ 1.832  201  2.033
 
  64.335  159.240  223.575

 

Такимъ образомъ, оказывается, что цѣлая треть столичнаго населенія (по г. Вильсону—40%) состоитъ изъ лицъ несамостостельныхъ въ матеріальномъ отношеніи, не производящихъ и получающихъ свои средства отъ другихъ лицъ или отъ общества.

Конечно, цифра эта не можетъ быть принята цѣликомъ и безусловно за надежную посылку для опредѣленія объема паразитныхъ и опасныхъ элементовъ въ средѣ столичнаго населенія. Очевидно, что огромную часть приведенной цифры составили члены семействъ женскаго пода и несовершеннолѣтніе вообще, изъ которыхъ очень многіе, вѣроятно, имѣли всѣ данныя для обезпеченнаго существованія на всю жизнь. Но въ то же время эта цифра даетъ приблизительное указаніе и на число лицъ, безсильныхъ бороться съ жизнью собственными силами и отвоевывать себѣ благосостояніе и прочное положеніе, независимо отъ посторонней помощи. Предъ нами стоитъ огромная масса индивидуумовъ слабыхъ, изнѣженныхъ, неумѣлыхъ и неспособныхъ къ труду—все равно, по какимъ-бы то ни было причинамъ, временнымъ-ли, или постояннымъ; но дѣло въ томъ, что въ данную минуту большинство ихъ, лишившись почему-либо опоры и содержанія со стороны «главъ семействъ и родныхъ», могутъ стать вдругъ въ совершенно безпомощное, бѣдственное положеніе и присоединиться къ рядамъ представителей опасныхъ элементовъ. Такъ это и случается въ дѣйствительности ежедневно, во множествѣ примѣровъ, по такимъ простымъ, естественнымъ поводамъ, какъ, напр.: болѣзнь или смерть главы семейства, потеря служебнаго мѣста, раззореніе, семейные раздоры и проч.

Другую посылку для искомаго вывода представляетъ намъ приведеніе въ извѣстность квартирнаго положенія жителей столицы, т. е. отношеніе квартиръ и числа ихъ комнатъ къ числу жильцовъ и къ количеству квартирной платы. Данныя для этого особенно полно и тщательно разработаны въ переписи 1869 г. По этимъ даннымъ оказывается, что въ Петербургѣ чуть не половина жителей живетъ чрезвычайно тѣсно и неудобно. Такъ въ столицѣ имѣлось за описываемый періодъ:


Тот же текст в современной орфографии
  Муж. п. Жен. п. Об. п.
Лиц, получающих средства существования от глав семейств и родных 59.783  145.693  205.476
Живущих неопределенными средствами 788  1.557  2.345
Призреваемых благотворительностью 1.932  9.748  11.680
Проституток —  2.041  2.041
Арестантов 1.832  201  2.033
 
  64.335  159.240  223.575

 

Таким образом, оказывается, что целая треть столичного населения (по г. Вильсону—40%) состоит из лиц несамостостельных в материальном отношении, не производящих и получающих свои средства от других лиц или от общества.

Конечно, цифра эта не может быть принята целиком и безусловно за надежную посылку для определения объема паразитных и опасных элементов в среде столичного населения. Очевидно, что огромную часть приведенной цифры составили члены семейств женского пода и несовершеннолетние вообще, из которых очень многие, вероятно, имели все данные для обеспеченного существования на всю жизнь. Но в то же время эта цифра дает приблизительное указание и на число лиц, бессильных бороться с жизнью собственными силами и отвоевывать себе благосостояние и прочное положение, независимо от посторонней помощи. Пред нами стоит огромная масса индивидуумов слабых, изнеженных, неумелых и неспособных к труду — всё равно, по каким бы то ни было причинам, временным ли, или постоянным; но дело в том, что в данную минуту большинство их, лишившись почему-либо опоры и содержания со стороны «глав семейств и родных», могут стать вдруг в совершенно беспомощное, бедственное положение и присоединиться к рядам представителей опасных элементов. Так это и случается в действительности ежедневно, во множестве примеров, по таким простым, естественным поводам, как, напр.: болезнь или смерть главы семейства, потеря служебного места, разорение, семейные раздоры и проч.

Другую посылку для искомого вывода представляет нам приведение в известность квартирного положения жителей столицы, т. е. отношение квартир и числа их комнат к числу жильцов и к количеству квартирной платы. Данные для этого особенно полно и тщательно разработаны в переписи 1869 г. По этим данным оказывается, что в Петербурге чуть не половина жителей живет чрезвычайно тесно и неудобно. Так в столице имелось за описываемый период: