Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/56

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

150 р., и 20.434 съ платой отъ 150 до 300 р.,—всего 44.857 квартиръ, стоимостью гораздо ниже средней нормы. Отношеніе въ высшей степени поучительное! Очевидно, что высокая средняя цифра квартирной платы была обязана своимъ ростомъ исключительно богатымъ людямъ, оплачивающимъ дорогія квартиры; недостаточный-же классъ ютился въ дешевыхъ трущобахъ, стоимостью не свыше 300 руб., и—число такихъ трущобъ превосходило половину общаго числа петербургскихъ квартиръ.

Мы останавливаемся на этихъ статистическихъ данныхъ, посильно собранныхъ для отысканія искомаго икса, представляющаго объемъ петербургской нужды и бѣдности. Не наша вина, что эти данныя гадательны и неточны. Быть можетъ, мы будемъ счастливѣе при дальнѣйшемъ обзорѣ частностей очерченной здѣсь картины петербургскаго пролетаріата и пауперизма.


Тот же текст в современной орфографии

150 р., и 20.434 с платой от 150 до 300 р., — всего 44.857 квартир, стоимостью гораздо ниже средней нормы. Отношение в высшей степени поучительное! Очевидно, что высокая средняя цифра квартирной платы была обязана своим ростом исключительно богатым людям, оплачивающим дорогие квартиры; недостаточный же класс ютился в дешевых трущобах, стоимостью не свыше 300 руб., и — число таких трущоб превосходило половину общего числа петербургских квартир.

Мы останавливаемся на этих статистических данных, посильно собранных для отыскания искомого икса, представляющего объем петербургской нужды и бедности. Не наша вина, что эти данные гадательны и неточны. Быть может, мы будем счастливее при дальнейшем обзоре частностей очерченной здесь картины петербургского пролетариата и пауперизма.


II.
Общая сумма „подати преступленію“ и ея повѣрка.

 

Степень нравственности или безнравственности даннаго населенія принято опредѣлять цифрами судебно-полицейской статистики. Пока это—единственный почти, сколько нибудь вѣрный масштабъ для измѣренія нравственнаго здоровья общества и характеризующихъ его физіологическихъ и патологическихъ явленій. Мы уже говорили раньше, что масштабъ этотъ и слишкомъ грубъ, по своей элементарности, и неполонъ; но, за неимѣніемъ другаго, болѣе усовершенствованнаго, мы вынуждены къ нему обращаться и имъ, главнымъ образомъ, руководиться. Во всякомъ случаѣ, данныя, которыя онъ намъ представляетъ, наиболѣе достовѣрны сами по себѣ и даютъ твердую почву для многихъ любопытныхъ выводовъ.

Прикинутый къ нравственности столичнаго населенія, названный масштабъ даетъ рядъ слѣдующихъ цифровыхъ данныхъ, взятыхъ въ десятилѣтней сложности, какъ мы ранѣе на этотъ счетъ условились. Первое мѣсто занимаютъ здѣсь, по своему количественному


Тот же текст в современной орфографии
II
Общая сумма «подати преступлению» и её поверка

 

Степень нравственности или безнравственности данного населения принято определять цифрами судебно-полицейской статистики. Пока это — единственный почти, сколько-нибудь верный масштаб для измерения нравственного здоровья общества и характеризующих его физиологических и патологических явлений. Мы уже говорили раньше, что масштаб этот и слишком груб, по своей элементарности, и неполон; но, за неимением другого, более усовершенствованного, мы вынуждены к нему обращаться и им, главным образом, руководиться. Во всяком случае, данные, которые он нам представляет, наиболее достоверны сами по себе и дают твердую почву для многих любопытных выводов.

Прикинутый к нравственности столичного населения, названный масштаб дает ряд следующих цифровых данных, взятых в десятилетней сложности, как мы ранее на этот счет условились. Первое место занимают здесь, по своему количественному