Страница:Исторические этюды русской жизни. Том 3. Язвы Петербурга (1886).djvu/571

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Такимъ образомъ, являются опасенія, что, пока солнце взойдетъ, эта ѣдкая роса пессимизма, какъ ржавчина, переѣстъ всѣ нравственныя скрѣпы, на которыхъ міръ держится.

Опасенія эти находятъ для себя разительное подкрѣпленіе, между прочимъ, въ статистикѣ сумасшествій и самоубійствъ. Дознано, что и тѣ и другія повсемѣстно въ культурныхъ странахъ увеличиваются въ ужасающей прогрессіи. Извѣстный итальянскій статистикъ Морзелли доказалъ, какъ непреложный фактъ, что почти во всей Европѣ число самоубійствъ возрастаетъ, сравнительно, гораздо быстрѣе, чѣмъ число населенія. Въ такой-же прогрессіи возрастаетъ и количество случаевъ душевной болѣзни, находящихся въ прямомъ отношеніи къ числу самоубійствъ, какъ ихъ главнѣйшій мотивъ. Геттингенскій ученый, Людвигъ Мейеръ, высчиталъ, что въ Англіи за двадцать лѣтъ (съ 1863 г. по 1883 г.) число умалишенныхъ возросло съ 34 т. до 70-ти т.; во Франціи въ 1835 г. одинъ умалишенный приходился на 3,600 жителей, а въ 1882 г. уже одинъ на 770 ж., въ Америкѣ-же одновременно приходился одинъ сумасшедшій на 299 здравомыслящихъ; въ Пруссіи возростаніе числа этихъ несчастныхъ выражается 4—5% относительно увеличенія населенія.

То-же печальное явленіе замѣчается и у насъ — преимущественно въ большихъ центрахъ, главнѣе-же въ Петербургѣ. Число сумасшедшихъ въ петербургскихъ больницахъ втеченіе десятилѣтія (съ 1866 по 1876 г.) болѣе чѣмъ удвоилось: съ 200 оно перевалило за 400. А сколько-же еще лечилось ихъ на дому?!

Распространеніе душевныхъ болѣзней ставится мыслителями въ зависимость отъ развитія цивилизаціи. Такъ думалъ еще Ж. Ж. Руссо. Знаменитый психіатръ Рейль высказалъ, въ видѣ общаго положенія, такую мысль, чте человѣчество «шагъ за шагомъ, все больше приближается въ дому умалишенныхъ, по мѣрѣ того, какъ подвигается впередъ по пути матеріальной и интеллектуальной культуры». Происходитъ это отъ распространенія пессимизма и крайняго недовольства жизнью и ея формами. Несомнѣнно, что потрясающіе современное общество соціальные и политическіе перевороты, потеря вѣры и идеаловъ, смѣняющіяся, по закону реакціи, скептицизмомъ, разочарованіями, апатіей и скукой жизнью, имѣютъ въ этомъ отношеніи громадное значеніе, какъ, съ другой стороны, имѣютъ


Тот же текст в современной орфографии

Таким образом, являются опасения, что, пока солнце взойдет, эта едкая роса пессимизма, как ржавчина, переест все нравственные скрепы, на которых мир держится.

Опасения эти находят для себя разительное подкрепление, между прочим, в статистике сумасшествий и самоубийств. Дознано, что и те и другие повсеместно в культурных странах увеличиваются в ужасающей прогрессии. Известный итальянский статистик Морзелли доказал, как непреложный факт, что почти во всей Европе число самоубийств возрастает, сравнительно, гораздо быстрее, чем число населения. В такой же прогрессии возрастает и количество случаев душевной болезни, находящихся в прямом отношении к числу самоубийств, как их главнейший мотив. Геттингенский ученый, Людвиг Мейер, высчитал, что в Англии за двадцать лет (с 1863 г. по 1883 г.) число умалишенных возросло с 34 т. до 70-ти т.; во Франции в 1835 г. один умалишенный приходился на 3,600 жителей, а в 1882 г. уже один на 770 ж., в Америке же одновременно приходился один сумасшедший на 299 здравомыслящих; в Пруссии возрастание числа этих несчастных выражается 4—5% относительно увеличения населения.

То же печальное явление замечается и у нас — преимущественно в больших центрах, главнее же в Петербурге. Число сумасшедших в петербургских больницах в течение десятилетия (с 1866 по 1876 г.) более чем удвоилось: с 200 оно перевалило за 400. А сколько же еще лечилось их на дому?!

Распространение душевных болезней ставится мыслителями в зависимость от развития цивилизации. Так думал еще Ж. Ж. Руссо. Знаменитый психиатр Рейль высказал, в виде общего положения, такую мысль, что человечество «шаг за шагом, всё больше приближается к дому умалишенных, по мере того, как подвигается вперед по пути материальной и интеллектуальной культуры». Происходит это от распространения пессимизма и крайнего недовольства жизнью и её формами. Несомненно, что потрясающие современное общество социальные и политические перевороты, потеря веры и идеалов, сменяющиеся, по закону реакции, скептицизмом, разочарованиями, апатией и скукой жизнью, имеют в этом отношении громадное значение, как, с другой стороны, имеют