Страница:История русской армии и флота Том 01 1911.djvu/29

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена
— 25 —

враговъ уничтожилъ бы насъ окончательно: съ востока татары, съ запада шведы, Ливонь и Литва…

Заслуга отстоять просторъ для свободнаго развития Родины и обезпечить тылъ съ запада для будущаго низложенія татарскаго ига, начавъ нравственную подготовку къ такому низложенію, и выпала на долю Св. Вел. Кн. Александра Невскаго, «Солнца земли Русской».

Задачи эти рѣшены были имъ одинаково великими политикой и стратегіей. Политически — Князь, не предвидя пока успѣха открытой борьбы съ татарами, не остановился передъ униженіями, лишь бы отвести ханскій гнѣвъ, что и удалось ему дважды (поѣздки въ орду, въ глубину Азіи).

Вообще, съ татарами Св. Александръ Невскій бралъ тишиною, покорствомъ и кротостью, — путь всѣхъ Московскихъ «собирателей Руси» затѣмъ, отъ Іоанна Калиты до Іоанна Добраго включительно, пока Дмитрій Донской не вынулъ наконецъ меча изъ ноженъ для жестокаго удара на Куликовомъ полѣ…

На западѣ, совсѣмъ наоборотъ, Александръ Невскій дѣйствовалъ мечомъ, и дѣйствовалъ такъ, что, по словамъ Костомарова: «нѣмцы навсегда оставили мысль поработить сѣверныя Русскія земли и подвергнуть ихъ участи земель прибалтійскихъ славянъ». «Сами папы, вмѣсто грозныхъ буллъ, возбуждавшихъ крестовые походы на русскихъ наравнѣ съ язычниками, избрали другой путь для подчиненія себѣ Руси, путь переговоров, — столь же безплодный, какъ и воинственныя буллы»…

Изъ этихъ словъ историка также видно, какая страшная была эта опасность съ запада, и я думаю даже, что, отстоявъ насъ отъ воинствующаго католицизма въ XIII вѣкѣ, Св. Александръ Невскій преднамѣтилъ и наши границы здѣсь, и наше свободное развитіе.

На счастье наше и Новгорода со Псковомъ, какъ передовыхъ оплотовъ нашихъ, враги шли не дружно, а порознь, тогда какъ между буйнымъ Новгородомъ и Княземъ устанавливалась въ самое нужное время должная связь.

Первыми, въ 1240 г. подъ начальствомъ Биргера, зятя самого короля, пошли шведы, съ папскою буллою въ рукахъ. Провозгласивъ новгородцевъ союзниками язычниковъ и врагами Христа, Биргеръ писалъ гордо: «Если можешь, сопротивляйся. Знай, что я уже здѣсь, и плѣню твою землю».

Но Князь зналъ, что нужно было сдѣлать. По отмѣченному уже выше историческому нашему обычаю, онъ самъ смѣло и быстро пошелъ впередъ, дабы «искать недруга» и бить его, но не ждать его и не искать отъ него рѣшенія…

При этомъ Александръ шелъ, даже не ожидая союзныхъ князей. Онъ присоединилъ къ себѣ лишь жителей г. Ладоги, ко-