Страница:История русской армии и флота Том 01 1911.djvu/63

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


— 56 —

блистательно проводитъ въ жизнь, — третій походъ, воспользовавшись уроками предыдущихъ и заложивъ въ устьяхъ рѣки Свіяги гор. Свіяжскъ, — 2‑ю и при томъ крѣпкую промежуточную опору на пути къ Казани послѣ рѣкъ Оки и Суры.

Устрашенные казанцы просили себѣ намѣстника, но когда онъ (Микулинскій) прибылъ въ Казань, то его по проискамъ не пустили. Это развязало окончательно руки Царю покончить съ Казанью.

Мудрый Царь, поворачиваясь лицомъ на востокъ, чтобы послѣ обернуться всѣми силами противъ запада, на время своихъ дѣлъ съ востокомъ, однако, установилъ съ западомъ (Швеціей, Ливоніей и Литвой) дружбу. Иное было на югѣ и востокѣ. Здѣсь турецкій султанъ призывалъ помочь Казани крымскихъ, астраханскихъ и ногайскихъ татаръ, — и крымскій ханъ Девлетъ Гирей, съ помощью султана, взялся спасти Казань, имѣя цѣлью объединить въ своей власти Крымъ, Казань и Астрахань. Іоанн Грозный оказался таким образомъ все же между двухъ огней. Измѣнились ли его намѣренія? Нисколько. Онъ лишь взялъ за основу природу дѣйствій по внутреннимъ операціоннымъ линіямъ, зорко слѣдя при томъ и за ногайскими татарами. Въ прежніе походы на Казань войска наши сосредоточивались у Владиміра и Нижняго, т. е. прямо противъ нея. На этотъ разъ (1552 г.) они собрались у Коломны и Мурома. Но Коломна на р. Окѣ, — это «Ногайскій шляхъ», — обычное мѣсто сосредоточенія нашего противъ татаръ, — а отсюда всегда легко было перекинуться за р. Окою, всего на 60 в. на «Крымскій (Муравскій) шляхъ» къ Каширѣ. Итакъ, выбор Коломны, какъ и у Дмитрія Донского, — дѣло высокаго стратегическаго расчета по отношению къ Крыму и ногаямъ.

Муромъ тоже на Окѣ, но уже на прямомъ пути изъ Москвы въ Казань, въ 400 в. отъ Казани, 250 в. отъ Москвы.

Между Коломной и Муромомъ 150—175 в., сообщенія прикрыты Окой, и соединеніе обѣихъ ратей могло произойти ранѣе подхода врага, вполнѣ безопасно, — и даже можно было, сдерживая врага на одномъ направленіи, поспѣть на защиту Москвы по другому.

Сравнивая теперь, видно, что Муромъ — главное направленіе, а Коломна — обезпеченіе (заслонъ) съ юга. Въ общемъ, образцовое развертываніе на исконной нашей базѣ, p. Окѣ.

Но что же предстояло дѣлать дальше Царю? До Казани, отъ Оки у Коломны, — до 650 в., изъ Мурома — до 450 в. На эти разстоянія нужно двинуть 150 т. человѣкъ съ пушкарскимъ нарядомъ и средствами для осады.

Памятуя неудачи зимнихъ походовъ, Царь идетъ лѣтомъ, пользуясь рѣками для сплава запасовъ и нарядовъ. Крупное значеніе похода Царь оттѣняетъ личнымъ предводительствомъ.

450 верстъ въ бездорожномъ краю, среди поднятыхъ Казанью противъ насъ инородцевъ, способны были остановить кого-угодно.