Страница:История русской армии и флота Том 02 1911.djvu/80

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 64 —

мую отъ солдата неустрашимую храбрость, и что никакіе страхи и трудности храбрость и вѣрность россійскихъ солдатъ никогда поколебать не могли, въ которыхъ число и онъ принятъ».

Далѣе въ инструкціяхъ указывалось, что солдатамъ должно быть внушено, что «солдатъ именемъ и чиномъ отъ всѣхъ прежнихъ его званій преимуществуетъ».

Затѣмъ инструкціи, обязывая полковыхъ и ротныхъ командировъ заботиться о подготовкѣ хорошаго солдата, указываютъ и путь къ этому, а именно: нравственное воспитаніе личности и дисциплина, основаніемъ которой должны служить чинопочитаніе, сознательное отношеніе къ воинскому долгу и развитіе нравственныхъ побужденій, на первомъ планѣ которыхъ ставится честолюбіе.

Тѣ же идеи инструкціи проводилъ въ жизнь Румянцевъ, который на первый планъ также выдвинулъ мѣры, способствующія развитію нравственнаго элемента: «высшее развитіе воинскаго долга, строгая, но сознательная дисциплина — не за страхъ только, а за совѣсть, утверждающая между командиромъ и подчиненными взаимное довѣріе и являющаяся «душою службы»; непосредственная работа офицеровъ для приведенія нижнихъ чиновъ въ приличное военнымъ людямъ состояніе; строгія и однообразныя требованія гарнизонной и внутренней службы; твердое знаніе солдатами ихъ правъ и обязанностей».

Изъ воспитательной школы Румянцева выходитъ цѣлый рядъ видныхъ дѣятелей, которые разносятъ его идеи повсюду, и къ числу которыхъ принадлежатъ Воронцовъ, Потемкинъ и, наконецъ, Суворовъ.

Въ основѣ тактическихъ взглядовъ Румянцева лежали слѣдующія высказанныя имъ мысли: «Я того мнѣнія всегда былъ и буду, что нападающій до самаго конца дѣла все думаетъ выиграть, а обороняющійся оставляетъ всегда страхъ соразмѣрно сдѣланному на него стремленію», и «наступленіемъ можно унизить выгоды противника предъ своими невыгодами».

Исходя изъ этого, Румянцевъ для построенія боевого порядка намѣчаетъ слѣдующія отправныя точки:

1) Расчленить линейный порядокъ или общее каре, преимущественно употреблявшіеся до сихъ поръ, на части, негрузныя, поворотливыя, удобныя для движенія, маневрированія и удара въ штыки.

2) Придать этимъ частямъ боевого порядка такое построеніе, которое давало бы возможность встрѣчать атаку главнымъ образомъ непріятельской конницы, имѣющей сноровку окружать атакуемаго со всѣхъ сторонъ, пользуясь своимъ численнымъ превосходствомъ.