Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/495

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

главное средство, указывалось на техническую подготовку промышленныхъ дѣятелей.

Съ началомъ весны положеніе дѣлъ повсюду улучшилось, такъ что хорошая жатва могла окончательно сгладить слѣды кризиса. Къ концу февраля обычная безпечность снова вступила въ Америкѣ въ свои права и позорно знаменитому биржевому аферисту Джей Гульду удалось опять вынырнуть на поверхность и заполучить въ свое распоряженіе союзную желѣзную дорогу къ Тихому океану, что должно было привести въ ужасъ всѣхъ европейскихъ кредиторовъ этой дороги.

Третій актъ кризиса 1872 г. — періодъ выздоровленія, — сопровождался очень сильнымъ паденіемъ цѣнъ и заработной платы и явленіе это приняло болѣе обширные размѣры, чѣмъ въ который-либо изъ предыдущихъ кризисовъ.

Вслѣдъ за курсами бумажныхъ цѣнностей, которыя, спускаясь по ступенямъ безконечной лѣстницы, падали въ пропасть полнаго обезцѣненья, — пали и цѣны на недвижимую собственность, въ особенности же на земельные участки подъ постройки, и на дома; цѣны на квартиры тоже понизились, — въ Берлинѣ это пониженіе доходило до 20—30%; цѣны на желѣзо и на каменный уголь [1], и въ особенности на строительные матеріалы, пали еще сильнѣе. Принудительныя продажи доставляли покупщикамъ по цѣнамъ гораздо ниже дѣйствительной стоимости даже и такіе товары, которые по какимъ-либо особымъ обстоятельствамъ (напр., вслѣдствіе дурной жатвы) не падали въ цѣнѣ на рынкѣ. Въ Англіи въ началѣ 1874 г. хозяева горныхъ заводовъ и каменноугольныхъ копей приступили къ уменьшенію заработной платы, а рабочіе отвѣчали на это новыми стачками; послѣднія въ большинствѣ случаевъ не имѣли успѣха, такъ какъ многіе хозяева рады были предлогу остановить работы, погасить, напримѣръ, нѣкоторые горны и ограничить производство въ копяхъ и въ желѣзно-прокатныхъ мастерскихъ.

Другимъ важнымъ факторомъ была солидарность международнаго денеж-

  1. Въ періодъ отъ половины марта 1873 г. до половины марта 1874 г. на лондонскомъ денежномъ рынкѣ, который всего менѣе пострадалъ отъ кризиса, цѣны на нѣкоторые изъ главнѣйшихъ матеріаловъ производства пали въ слѣдующей пропорціи:
    Шотландское невыдѣланное желѣзо на 35,9%
    Каменный уголь » 29,9 »
    Чилійская мѣдь » 14,2 »
    Олово » 35,1 »
    Хлопокъ » 22,2 »
    Колоніальный сахаръ » 12,8 »

    Зато пшеница поднялась въ цѣнѣ среднимъ размѣромъ на 10 процентовъ, а говядина — на 12%, — но на это была особая причина—дурная жатва.

Тот же текст в современной орфографии

главное средство, указывалось на техническую подготовку промышленных деятелей.

С началом весны положение дел повсюду улучшилось, так что хорошая жатва могла окончательно сгладить следы кризиса. К концу февраля обычная беспечность снова вступила в Америке в свои права и позорно знаменитому биржевому аферисту Джею Гулду удалось опять вынырнуть на поверхность и заполучить в свое распоряжение союзную железную дорогу к Тихому океану, что должно было привести в ужас всех европейских кредиторов этой дороги.

Третий акт кризиса 1872 г. — период выздоровления — сопровождался очень сильным падением цен и заработной платы, и явление это приняло более обширные размеры, чем в который-либо из предыдущих кризисов.

Вслед за курсами бумажных ценностей, которые, спускаясь по ступеням бесконечной лестницы, падали в пропасть полного обесценения, пали и цены на недвижимую собственность, в особенности же на земельные участки под постройки, и на дома; цены на квартиры тоже понизились, — в Берлине это понижение доходило до 20—30%; цены на железо и на каменный уголь[1], и в особенности на строительные материалы, пали еще сильнее. Принудительные продажи доставляли покупщикам по ценам гораздо ниже действительной стоимости даже и такие товары, которые по каким-либо особым обстоятельствам (например, вследствие дурной жатвы) не падали в цене на рынке. В Англии в начале 1874 г. хозяева горных заводов и каменноугольных копей приступили к уменьшению заработной платы, а рабочие отвечали на это новыми стачками; последние в большинстве случаев не имели успеха, так как многие хозяева рады были предлогу остановить работы, погасить, например, некоторые горны и ограничить производство в копях и в железнопрокатных мастерских.

Другим важным фактором была солидарность международного денеж-

  1. В период от половины марта 1873 г. до половины марта 1874 г. на лондонском денежном рынке, который всего менее пострадал от кризиса, цены на некоторые из главнейших материалов производства пали в следующей пропорции:
    Шотландское невыделанное железо на 35,9%
    Каменный уголь » 29,9 »
    Чилийская медь » 14,2 »
    Олово » 35,1 »
    Хлопок » 22,2 »
    Колониальный сахар » 12,8 »

    Зато пшеница поднялась в цене средним размером на десять процентов, а говядина — на 12%, но на это была особая причина — дурная жатва.