Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/157

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

лошади, несется закусивъ удила и грозитъ сбросить своего сѣдока въ пропасть, директоръ банка долженъ сильною рукою накинуть на нее арканъ; онъ долженъ выказать разумную умѣренность и стянуть кредитъ, чтобы приберечь запасъ для дней дѣйствительной нужды. Но, разъ кризисъ уже разразился, банкъ долженъ раскрыть кладовыя и поспѣшить на помощь тѣмъ, которые ея дѣйпозволялъ ему ствительно заслуживаютъ.

Въ этихъ-то полномочіяхъ, предполагающихъ извѣстную долю довѣрія и позволяющихъ прилагать къ оцѣнкѣ положенія дѣлъ собственный разумъ, дѣйствуя по указанію обстоятельствъ и собственнаго крайняго разумѣнія, законъ отказывалъ директорамъ англійскаго банка, и потому, по этому закону, къ немалому посрамленію его авторовъ, директорамъ суждено было дожить до того, что какъ разъ въ двѣ эпохи, когда помощь банка для облегченія торговли отъ постигшихъ послѣдній затрудненій, была всего нужнѣе, банкъ принужденъ былъ пріостановить свою дѣятельность, такъ какъ законъ не оказывать эту помощь.

Недостатки банковаго закона 1844 г., какими они обнаружились въ кризисы 1847, 1857 и 1866 г, — недостатки, просмотрѣнные авторомъ новаго закона, практикомъ, банкиромъ Ллойдомъ, — давно были указываемы людьми науки, Миллемъ, Тукомъ и Фуллартономъ, предсказывавшими именно то, что́ и случилось. Эти ученые говорили, что раздѣленіе банковаго дѣла на двѣ, совершенно независимыя другъ отъ друга отрасли, есть несчастная идея, не соотвѣтствующая интересамъ публики, ни самаго банка: можетъ случиться, что, между тѣмъ какъ одинъ департаментъ — департаментъ выпуска билетовъ — истощилъ почти совершенно свой запасъ звонкой монеты и этимъ можетъ породить самыя серьезныя опасенія и самое пагубное разстройство дѣлъ на денежномъ рынкѣ — другой департаментъ имѣетъ золото въ изобиліи. Между тѣмъ какъ при соединеніи обоихъ департаментовъ банкъ легко могъ бы выпутаться изъ затрудненія, именно раздѣленіе ихъ нерѣдко бываетъ причиною возникающихъ затрудненій. Обязательство банка принимать золото и выдавать за него билеты, безъ вычета расходовъ на чеканку — говорили тѣ же ученые — имѣетъ своимъ послѣдствіемъ то, что банкъ, чѣмъ больше ввозится золота въ слиткахъ, тѣмъ болѣе выпускаетъ въ обращеніе своихъ билетовъ, между тѣмъ какъ, вообще говоря, при обильномъ приливѣ золота существуетъ наимѣнѣе основаній выпускать бумажныя деньги. Милль указывалъ, что расширеніе кредита банкомъ въ критическія минуты составляетъ большое благодѣяніе, и что помощь, какая была оказываема англійскимъ банкомъ въ прежніе кризисы, какъ, напр., въ 1825 и 1826 гг., какъ бы дорого не обошлась банку эта помощь, имѣла по самому существу своему благотворное дѣйствіе; далѣе онъ доказывалъ, что билеты, выпускаемые въ этихъ случаяхъ, не попадаютъ въ обращеніе, а либо идутъ туда, гдѣ они потребляются, либо остаются безъ движе-

Тот же текст в современной орфографии

лошади, несется, закусив удила, и грозит сбросить своего седока в пропасть, директор банка должен сильною рукою накинуть на нее аркан; он должен выказать разумную умеренность и стянуть кредит, чтобы приберечь запас для дней действительной нужды. Но раз кризис уже разразился, банк должен раскрыть кладовые и поспешить на помощь тем, которые ее действительно заслуживают.

В этих-то полномочиях, предполагающих известную долю доверия и позволяющих прилагать к оценке положения дел собственный разум, действуя по указанию обстоятельств и собственного крайнего разумения, закон отказывал директорам Английского банка, и потому по этому закону, к немалому посрамлению его авторов, директорам суждено было дожить до того, что как раз в две эпохи, когда помощь банка для облегчения торговли от постигших последний затруднений была всего нужнее, банк принужден был приостановить свою деятельность, так как закон не позволял ему оказывать эту помощь.

Недостатки банкового закона 1844 года, какими они обнаружились в кризисы 1847, 1857 и 1866 годов, — недостатки, просмотренные автором нового закона, практиком, банкиром Ллойдом, — давно были указываемы людьми науки, Миллем, Туком и Фуллартоном, предсказывавшими именно то, что и случилось. Эти ученые говорили, что разделение банкового дела на две совершенно независимые друг от друга отрасли, есть несчастная идея, не соответствующая интересам публики, ни самого банка: может случиться, что, между тем как один департамент — департамент выпуска билетов — истощил почти совершенно свой запас звонкой монеты и этим может породить самые серьезные опасения и самое пагубное расстройство дел на денежном рынке — другой департамент имеет золото в изобилии. Между тем как при соединении обоих департаментов банк легко мог бы выпутаться из затруднения, именно разделение их нередко бывает причиною возникающих затруднений. Обязательство банка принимать золото и выдавать за него билеты, без вычета расходов на чеканку — говорили те же ученые — имеет своим последствием то, что банк, чем больше ввозится золота в слитках, тем более выпускает в обращение своих билетов, между тем как, вообще говоря, при обильном приливе золота существует наименее оснований выпускать бумажные деньги. Милль указывал, что расширение кредита банком в критические минуты составляет большое благодеяние, и что помощь, какая была оказываема Английским банком в прежние кризисы, как, например, в 1825 и 1826 годов, как бы дорого ни обошлась банку эта помощь, имела по самому существу своему благотворное действие; далее он доказывал, что билеты, выпускаемые в этих случаях, не попадают в обращение, а либо идут туда, где они потребляются, либо остаются без движе-