Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/341

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

утекать въ разныя заграничныя помѣщенія до тѣхъ поръ, пока не возстановится равновѣсіе между средствами обращенія и оборотами.

Если средства обращенія состоятъ частью изъ металлическихъ, частью изъ бумажныхъ денегъ, происходитъ то же самое. Если, наконецъ, размѣры выпуска банковыхъ билетовъ или государственныхъ бумажныхъ денегъ превышаютъ потребность совершающихся оборотовъ, то стоимость этихъ денежныхъ знаковъ должна пасть, или же, если будетъ установленъ закономъ принудительный курсъ, цѣна благородныхъ металловъ и товаровъ должна подняться въ соотвѣтствующей пропорціи. Является лажъ на золото и серебро. Именно такое положеніе дѣлъ существуетъ въ настоящее время во Франціи, въ Австріи, въ Россіи и въ Сѣверной Америкѣ. Во Франціи лажъ на благородные металлы начался много лѣтъ тому назадъ съ 1 per. mille, въ Сѣверной Америкѣ онъ въ 1865 г. доходилъ до 40%, а въ 1869 г. была минута, когда онъ стоялъ даже на 69%. Во время господства системы ассигнацій во Франціи онъ достигалъ даже высоты 99%, — другими словами ассигнаціи успѣли сдѣлаться ни на что негодной бумагой.

Какъ скоро количество средствъ обращенія переступило за указанную нами границу и возникъ лажъ на золото или на серебро, всякій новый выпускъ банковыхъ билетовъ или бумажныхъ денегъ происходитъ въ ущербъ владѣльцевъ прежнихъ билетовъ, которые неизбѣжно падаютъ въ цѣнѣ. Этотъ фактъ необходимо принять къ свѣдѣнью прежде, чѣмъ обращаться въ эпохи кризиса за помощью къ правительству. Мы допускаемъ, что могутъ быть случаи, когда такое пожертвованіе общимъ интересомъ, такое принудительное обложеніе своего рода пошлиной становится необходимостью; такъ напримѣръ, подобная мѣра оправдывается во время оборонительной войны, когда рѣчь идетъ объ изгнаніи врага изъ страны, а съ тѣмъ вмѣстѣ и о предотвращеніи большихъ потерь людьми и землями, о предотвращеніи общаго разоренья и повальныхъ болѣзней.

Но поспѣшность, съ которой золото и серебро, до самыхъ мелкихъ монетъ включительно, утекаютъ изъ страны, вытѣсняемыя черезмѣрнымъ выпускомъ банковыхъ билетовъ или государственныхъ бумажныхъ денегъ съ принудительнымъ курсомъ, а также вытекающимъ отсюда возникновеніемъ лажа на золото и серебро, вздорожаніе цѣнъ на товаръ, паденіе вексельнаго курса, необезпеченность торговыхъ сдѣлокъ, наступающая вслѣдствіе непрерывныхъ колебаній, — все это должно предостерегать всякое правительство, предусмотрительное въ финансовыхъ дѣлахъ, отъ ухудшенія валюты въ тѣхъ случаяхъ, когда крайность не вынуждаетъ къ подобной мѣрѣ. Всякое правительство, понимающее свои обязаности, должно заботиться о томъ, чтобы уничтожить лажъ на благородные металлы, какъ только позволятъ ему его средства, и возстановить по возможности скорѣе платежи звонкою монетой.

Всѣ правительства Европы, разъ попавъ въ тягостную необходимость при-

Тот же текст в современной орфографии

утекать в разные заграничные помещения до тех пор, пока не восстановится равновесие между средствами обращения и оборотами.

Если средства обращения состоят частью из металлических, частью из бумажных денег, происходит то же самое. Если, наконец, размеры выпуска банковых билетов или государственных бумажных денег превышают потребность совершающихся оборотов, то стоимость этих денежных знаков должна пасть, или же, если будет установлен законом принудительный курс, цена благородных металлов и товаров должна подняться в соответствующей пропорции. Является лаж на золото и серебро. Именно такое положение дел существует в настоящее время во Франции, в Австрии, в России и в Северной Америке. Во Франции лаж на благородные металлы начался много лет тому назад с 1 per. mille, в Северной Америке он в 1865 г. доходил до 40%, а в 1869 г. была минута, когда он стоял даже на 69%. Во время господства системы ассигнаций во Франции он достигал даже высоты 99%, — другими словами, ассигнации успели сделаться ни на что не годной бумагой.

Как скоро количество средств обращения переступило за указанную нами границу и возник лаж на золото или на серебро, всякий новый выпуск банковых билетов или бумажных денег происходит в ущерб владельцев прежних билетов, которые неизбежно падают в цене. Этот факт необходимо принять к сведению, прежде чем обращаться в эпохи кризиса за помощью к правительству. Мы допускаем, что могут быть случаи, когда такое пожертвование общим интересом, такое принудительное обложение своего рода пошлиной становится необходимостью, так, например, подобная мера оправдывается во время оборонительной войны, когда речь идет об изгнании врага из страны, а с тем вместе и о предотвращении больших потерь людьми и землями, о предотвращении общего разорения и повальных болезней.

Но поспешность, с которой золото и серебро, до самых мелких монет включительно, утекают из страны, вытесняемые чрезмерным выпуском банковых билетов или государственных бумажных денег с принудительным курсом, а также вытекающим отсюда возникновением лажа на золото и серебро, вздорожание цен на товар, падение вексельного курса, необеспеченность торговых сделок, наступающая вследствие непрерывных колебаний, — все это должно предостерегать всякое правительство, предусмотрительное в финансовых делах, от ухудшения валюты в тех случаях, когда крайность не вынуждает к подобной мере. Всякое правительство, понимающее свои обязанности, должно заботиться о том, чтобы уничтожить лаж на благородные металлы, как только позволят ему его средства, и восстановить по возможности скорее платежи звонкою монетой.

Все правительства Европы, раз попав в тягостную необходимость при-