Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/385

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ходность земель была возстановлена этимъ нормальнымъ путемъ. Но о подобной строительной спекуляціи, растянутой на цѣлыя столѣтія, нельзя бы было подумать даже и въ томъ случаѣ, еслибы предположенное нами условіе было на лицо. Но въ отношеніи и этого условія, т. е., въ отношеніи способа пріобрѣтенія земель и уплаты за купленные участки, дѣло велось большинствомъ компаній такъ, что спокойное выжиданіе для нихъ немыслимо, и катастрофа сдѣлалась неизбѣжной.

Большинство строительныхъ обществъ закупало больше земель, чѣмъ то позволяли наличныя ихъ средства. Этимъ погрѣшали какъ тѣ общества, которыя дѣйствительно имѣли въ своемъ распоряженіи акціонерный капиталъ, такъ и тѣ многочисленныя общества, капиталъ которыхъ фигурировалъ больше на бумагѣ, т. е., находился въ рукахъ банкировъ и синдикатовъ, занимающихся финансовыми спекуляціями, — а изъ этихъ рукъ его послѣ бѣдствій, обрушившихся на биржу, не такъ-то легко было его высвободить. Изъ этого затрудненія кое-какъ выпутывались, условливаясь уплачивать стоимость купленныхъ участковъ по частямъ; въ то время всѣ еще предавались обманчивой надеждѣ, что со временемъ можно будетъ снова съ выгодою сбыть эту землю. Но, послѣ того, какъ для строительныхъ спекуляцій насталъ внезапный конецъ, большинство строительныхъ обществъ очутились въ слѣдующемъ безотрадномъ положеніи: денегъ у нихъ для уплаты по частичнымъ взносамъ за купленныя земли не было, а достать деньги посредствомъ кредита оказывалось, равнымъ образомъ, невозможно. Образчикомъ того положенія дѣлъ, которое изъ этого произошло, можетъ служить тотъ фактъ, что тринадцать банковъ, которые сообща пріобрѣли участки земли по теченію Дуная, не въ состояніи были сколотить совокупными средствами взносъ въ милліонъ гульденовъ, срокъ которому наступилъ.

Наиболѣе простымъ выходомъ для обществъ, обремененныхъ скупленными участками земли, было бы избавиться зтъ этихъ участковъ, удержать которые за собою имъ все равно невозможно, — продавъ ихъ, хотя бы и въ убытокъ себѣ. Но, какъ ни удобно представляется это средство съ перваго взгляда, примѣненіе его оказывается не такъ-то легко, если мы вспомнимъ, по какимъ безобразно-высокимъ цѣнамъ были куплены эти участки обществами. Фактически доказано, что средній размѣръ этихъ цѣнъ вдесятеро превосходитъ ту сумму, по которой участки предлагались всего только немного лѣтъ тому назадъ, не находя тебѣ покупщиковъ. При-этомъ, замѣтимъ мимоходомъ, что эти громадныя цѣны отнюдь не доходили сполна до рукъ частныхъ лицъ, изъ которыхъ состояло большинство продавцовъ. Обыкновенно, значительная часть этихъ цѣнъ, — большею частью половина, или и того болѣе, — распредѣлялось въ видѣ магарыча между разными агентами, совѣтами правленій, директорами и другими посредниками, причемъ, приличія ради, обыкновенно употреблялись под-

Тот же текст в современной орфографии

ходность земель была восстановлена этим нормальным путем. Но о подобной строительной спекуляции, растянутой на целые столетия, нельзя бы было подумать даже и в том случае, если бы предположенное нами условие было налицо. Но в отношении и этого условия, то есть в отношении способа приобретения земель и уплаты за купленные участки, дело велось большинством компаний так, что спокойное выжидание для них немыслимо, и катастрофа сделалась неизбежной.

Большинство строительных обществ закупало больше земель, чем то позволяли наличные их средства. Этим грешили как те общества, которые действительно имели в своем распоряжении акционерный капитал, так и те многочисленные общества, капитал которых фигурировал больше на бумаге, то есть находился в руках банкиров и синдикатов, занимающихся финансовыми спекуляциями, а из этих рук его после бедствий, обрушившихся на биржу, не так-то легко было его высвободить. Из этого затруднения кое-как выпутывались, условливаясь уплачивать стоимость купленных участков по частям; в то время все еще предавались обманчивой надежде, что со временем можно будет снова с выгодою сбыть эту землю. Но после того как для строительных спекуляций настал внезапный конец, большинство строительных обществ очутились в следующем безотрадном положении: денег у них для уплаты по частичным взносам за купленные земли не было, а достать деньги посредством кредита оказывалось, равным образом, невозможно. Образчиком того положения дел, которое из этого произошло, может служить тот факт, что тринадцать банков, которые сообща приобрели участки земли по течению Дуная, не в состоянии были сколотить совокупными средствами взнос в миллион гульденов, срок которому наступил.

Наиболее простым выходом для обществ, обремененных скупленными участками земли, было бы избавиться от этих участков, удержать которые за собою им все равно невозможно, — продав их, хотя бы и в убыток себе. Но, как ни удобно представляется это средство с первого взгляда, применение его оказывается не так-то легко, если мы вспомним, по каким безобразно высоким ценам были куплены эти участки обществами. Фактически доказано, что средний размер этих цен вдесятеро превосходит ту сумму, по которой участки предлагались всего только немного лет тому назад, не находя себе покупщиков. При этом заметим мимоходом, что эти громадные цены отнюдь не доходили сполна до рук частных лиц, из которых состояло большинство продавцов. Обыкновенно значительная часть этих цен — большею частью половина или и того более — распределялось в виде магарыча между разными агентами, советами правлений, директорами и другими посредниками, причем, приличия ради, обыкновенно употреблялись под-