Перейти к содержанию

Страница:Леонтьев - Собрание сочинений, том 1.djvu/9

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


руководствомъ извѣстнаго старца Амвросія Оптинскаго. Это былъ короткій періодъ очень спокойной жизни и очень плодотворной работы К. Леонтьева. Въ „Гражданинѣ“ печатались его „Записки Отшельника“, въ „Русскомъ Вѣстникѣ“ воспоминанія объ И. С. Тургеневѣ и критическій этюдъ о романахъ Л. Н. Толстого „Анализъ, стиль и вѣяніе“.

Въ августѣ 1891 г. осуществилось давнишнее желаніе К. Леонтьева. Онъ принялъ тайный постригъ въ монашество съ наименованіемъ Климентомъ. Съ благословенія своего старца К. Леонтьевъ въ началѣ сентября переѣхалъ на жительство изъ Оптиной въ Сергіевъ посадъ, гдѣ думалъ устроиться около Лавры, но въ хлопотахъ объ этомъ устройствѣ простудился, заболѣлъ воспаленіемъ легкихъ и 12 ноября скончался. Тѣло его погребено въ Геѳсиманскомъ скиту Лавры у храма Черниговской иконы Божіей Матери.


Таковы краткія біографическія данныя, дающія нѣкоторое представленіе о жизненномъ пути К. Леонтьева. То, что было имъ за это время перечувствовано, выстрадано и выражено въ словѣ, читатели найдутъ далѣе на послѣдующихъ страницахъ перваго собранія его сочиненій. Мы не считаемъ себя въ правѣ давать критическій очеркъ произведеній К. Леонтьева или же входить въ оцѣнку его міросозерцанія. Предварять произведенія того или другого писателя ихъ оцѣнкой — это значитъ навязывать читателю свою субъективную точку зрѣнія, что вообще намъ представляется нежелательнымъ. Въ частности же по отношенію къ К. Леонтьеву это и невозможно. Міросозерцаніе К. Леонтьева, какъ мыслителя и художника, неотдѣлимо отъ его личности. Для того, чтобы освоиться въ томъ кругѣ идей, въ который вводитъ своего читателя К. Леонтьевъ, надо заглянуть въ его собственную душу. Но для этого надо ознакомиться съ нимъ, какъ онъ былъ, т.-е. самостоятельно изучить произведенія его мысли. Врядъ ли можно указать иного писателя, болѣе субъективнаго, чѣмъ К. Леонтьевъ. Въ каждомъ своемъ произведеніи онъ отражается той или другой стороной своей души, чрезвычайно богатой, сложной и многогранной. Это не философъ, спокойно логически излагающій свою систему, это прежде всего


Тот же текст в современной орфографии

руководством известного старца Амвросия Оптинского. Это был короткий период очень спокойной жизни и очень плодотворной работы К. Леонтьева. В „Гражданине“ печатались его „Записки Отшельника“, в „Русском Вестнике“ воспоминания об И. С. Тургеневе и критический этюд о романах Л. Н. Толстого „Анализ, стиль и веяние“.

В августе 1891 г. осуществилось давнишнее желание К. Леонтьева. Он принял тайный постриг в монашество с наименованием Климентом. С благословения своего старца К. Леонтьев в начале сентября переехал на жительство из Оптиной в Сергиев посад, где думал устроиться около Лавры, но в хлопотах об этом устройстве простудился, заболел воспалением легких и 12 ноября скончался. Тело его погребено в Гефсиманском скиту Лавры у храма Черниговской иконы Божией Матери.


Таковы краткие биографические данные, дающие некоторое представление о жизненном пути К. Леонтьева. То, что было им за это время перечувствовано, выстрадано и выражено в слове, читатели найдут далее на последующих страницах первого собрания его сочинений. Мы не считаем себя в праве давать критический очерк произведений К. Леонтьева или же входить в оценку его миросозерцания. Предварять произведения того или другого писателя их оценкой — это значит навязывать читателю свою субъективную точку зрения, что вообще нам представляется нежелательным. В частности же по отношению к К. Леонтьеву это и невозможно. Миросозерцание К. Леонтьева, как мыслителя и художника, неотделимо от его личности. Для того, чтобы освоиться в том круге идей, в который вводит своего читателя К. Леонтьев, надо заглянуть в его собственную душу. Но для этого надо ознакомиться с ним, как он был, т. е. самостоятельно изучить произведения его мысли. Вряд ли можно указать иного писателя, более субъективного, чем К. Леонтьев. В каждом своем произведении он отражается той или другой стороной своей души, чрезвычайно богатой, сложной и многогранной. Это не философ, спокойно логически излагающий свою систему, это прежде всего