Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/356

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 345 —

то стряпчего, — обыкновенно через стряпчего. Затем истец отправляет к стряпчему ответчика объяснительную записку по иску (declaration), на которую тот возвращает ему ответную бумагу (plea). Истец, если нужно, посылает ему реплику (replication) и обыкновенно обменом этих бумаг кончается подготовка дела. Цель ее состоит в том, чтобы установить спорные вопросы между сторонами (issue). Лишь только стороны разошлись в своих заявлениях по существенным вопросам дела, наприм., истец утверждает, что дал взаймы деньги ответчику, а ответчик заявляет, что не получал от него ни одного пенни, предварительное состязание сводится к концу (issue) и которая-нибудь из сторон предлагает противнику решить спорный вопрос судом или чрез присяжных (tender of issue), другая сторона принимает это предложение (accepts issue) или же спорит против формулировки дела, доказывая, что вопрос, подлежащий исследованию и решению, нужно формулировать иначе. По этому поводу стороны могут обменяться еще новыми состязательными бумагами (rejoinder, surrejoinder, rebutter, surrebutter) и, наконец, приходят к цели. Все это бумажное состязание ведется так, как бы оно диктовалось сторонами в протокол. Все эти бумаги переписываются по окончании состязания на пергамин и составляют протокол дела (record). Затем каждая сторона может просить суд или судью об исследовании дела (trial). Если спорный вопрос касается фактов, исследование производится с участием присяжных; если же состоит только в юридическом разногласии, то исследует дело суд; впрочем, по новому закону и в первом случае стороны по обоюдному соглашению могут просить об исследовании дела судом без присяжных. Исследование происходит в открытом заседании суда или ассизов и стороны или адвокаты их допускаются к устному состязанию[1]. В прежнее время не дозволялось исправлять или дополнять протокол на основании позднейших заявлений сторон, но в новое время суду предоставлены обширные права в этом отношении (to amend the record), а вместе с тем, очевидно, ослаблено значение письменности в процессе. Самый протокол пишется теперь на пергамине только в тех случаях, когда дело должно рассматриваться с участием присяжных в ассизах (Nisi prius record), что́ бывает редко. Когда же дело подлежит исследованию суда без присяжных, то состязательные бумаги сторон просто сшиваются вместе и составляют протокол дела[2].

Дальнейшее развитие начала устности мы находим в производстве графских судов, хотя в видах контроля и отчетности они

  1. По делам, где нужна поверка счетов и т. п., суд поручает ее посреднику (arbitrator), обыкновенно из адвокатов. На это производство сильно жалуются в Англии (Report on Trib. of Commerce). Посредник получает за труд по гинее в день. После реформы 1873 г. поверка расчетов производится экспертами (official referees).
  2. С этим современным состоянием английского процесса весьма сходно Нью-Йоркское судопроизводство, именно правила о начатии дела повесткою, об обмене бумаг (complaint, demurrer или answer, reply), о trial by jury, by court и by referees (англ. arbitrators), о waiver of jury, об amendment of pleadings и т. д. почти те же, как в Англии (Code of N.-Y. § 127—273, 408—418 и Rules of the Supr. C. 1870 г. § 3 и след.).