Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/374

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 363 —

(causae cognitio). И так именно должно быть. Суд не должен иметь деспотического, инквизиционного характера, но в то же время он не должен быть слаб и бездеятелен, потому что слабый суд был бы покровителем всякого рода злоупотреблений в гражданском обороте.

§ 75. Формы сношений между лицами, действующими в процессе[1]. Судопроизводство, как мы уже заметили, есть обмен мыслей и намерений между лицами, действующими в процессе. Мы рассмотрели также и формы, в которых выражаются эти мысли и намерения, именно устную речь и письменные формы. Но для понятия об обмене их недостаточно, чтобы они были только выражены во внешней форме; нужно еще, чтобы они были сообщены от одного лица другому. Так, наприм., решения и определения суда должны быть объявлены сторонам (Уст. 700, 714—717, 725, 726); бумаги одной стороны должны быть сообщены другой (Уст. 277, 317, 318, 165, 746, 758, 759); распоряжение суда о дне слушания дела должно быть доведено до сведения тяжущихся (Уст. 767, 171. 67 г. Кас. № 2. 69 г. Кас. 624) и проч. Для этих сношений установлены известные формы, известный порядок, и мы должны теперь обратить на них внимание. Предмет этот при всей своей простоте в высшей степени важен, потому что та или другая организация его непременно оказывает влияние на движение процесса, на быстроту или медленность и дороговизну его, и, кроме того, стоит в связи с надежностью охранения прав в процессе.

Общие формы сообщения мыслей от одного лица другому можно вывести a priori. А именно сообщение устной речи требует произнесения или провозглашения ее в присутствии того лица, которому она должна быть сообщена. В такой форме совершается обмен мыслей, например, при устном состязании сторон на суде, при словесных заявлениях сторон суду, при допросах сторон и свидетелей, объявлении резолюций суда в открытом заседании (Уст. 700) и т. п. Точно также и содержание бумаг, протоколов и т. п. может быть сообщено присутствующим лицам посредством прочтения или провозглашения. Когда стороны находятся в суде, они могут и сами обозревать и прочитывать касающиеся их бумаги, решения суда и т. п. (Уст. 714, 715). Дело усложняется, когда нужно сообщить мысль отсутствующему лицу. Обыкновенная форма этого сообщения есть доставка бумаг от одного лица другому (Zustellung, Insinuation) с изложением в них тех мыслей и намерений, которые они желают сообщить друг другу. Так, наприм., пересылаются в суд исковые прошения (Уст. 259) и другие бумаги сторон (Уст. 313 и след.), если тяжущиеся не желают подавать их суду лично или чрез поверенных, посредством вручения; бумаги одной стороны доставляются другой в копиях; копия заочного решения посылается неявившемуся ответчику при повестке (Уст. 725) и т. п.

Для сношений второго рода, между отсутствующими, обыкновенно нужны посредники и организация этого посредничества составляет одну из важнейших задач судебного законодательства. По-видимому самым простым, дешевым и лучшим органом сношений

  1. Wetzell, § 67. Renaud, § 156. Мотивы Гери. Пр. 1872 г. § 146 и след. Kräwel в Zeit. v. Hinschius, т. 1, стр. 362 ff. Lush, стр. 355 и след., 864 и след. Davis, стр. 152 и след. Австр. Ref. Е. § 154 ff. Reg. E. § 156 ff. „Суд. B.“ 68 г. № 99.