Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/417

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 406 —

же должен определить суд в заключительном акте процесса. Этот акт суда, определяющий материальные гражданские отношения сторон по существу предъявленных ими основных требований, называется решением (Уст. 1, 705). Но наряду с этим главным предметом процесса — разрешением и регулированием спорных материальных правоотношений — возникают в течении процесса другие вопросы, предметом которых служит самое производство, т. е. его условия, формы и различные действия в процессе. Даже целый процесс может окончиться без разрешения вопроса о материальном праве; кроме того, в течении процесса могут быть предъявлены разные случайные требования; некоторые из них вносят в процесс самостоятельные притязания и вызывают подле одного процесса другой, который затем обыкновенно оканчивается решением; но другие требования возбуждают только какой-нибудь частный вопрос по производству главного дела; такие вопросы могут возникать в процессе по поводу каждого акта, обряда или условия процесса, и обыкновенно должны разрешаться немедленно целым судом или председателем и членами, действующими по поручению суда. Все постановления суда, не регулирующие материального отношения сторон по существу иска и защиты, называются определениями (Уст. 705, 804, 809, 814, 815, 167 и др.). Так, наприм., постановления кассационного департамента сената по просьбам об отмене решений носят в Уставе название определений, а не решений, потому что они не регулируют спорного правоотношения сторон по существу иска и защиты. Впрочем, эта терминология не всегда соблюдается на практике; самый сборник определений кассационного департамента озаглавлен: „Решения“. С другой стороны, по Торг. Уст. и решения называются определениями, и определения решениями (ст. 1715). В особенности вместо слова „решение“ часто говорится „решительное определение“.

Судебные определения, по своему предмету и значению в процессе, могут быть весьма разнообразны. Одни из них, подобно решению, служат заключительным актом производства в данном суде или в инстанции; они заменяют собою решение, как финал процесса. Различие их от решения состоит в том, что они не входят в рассмотрение иска по существу, не присуждают истцу права и не отказывают в признании этого права, не регулируют материального правоотношения сторон. Но они сходны с решением в том смысле, что оканчивают производство в данной инстанции. Такие определения можно бы назвать заключительными. Наприм., постановления кассационного департамента сената по просьбам об отмене принадлежат к этому классу — заключительных определений. С процессуальной точки зрения они соответствуют решению и потому, как уже замечено, даже называются на практике решениями (sentenza definitiva): они не входят в обсуждение существа дела, но дают, подобно решению, ответ на основные требования сторон — отказывают в основной просьбе, или удовлетворяют ее.

Другие определения, напротив, не заканчивают производства в инстанции, а имеют значение предварительных мер (jugements provisoires), приготовительных распоряжений (jugements preparatoires), определений, руководствующих и направляющих движение процесса (processleitende Verfügungen). При всем их разнообразии, они могут