Перейти к содержанию

Страница:Менделеев Д. Уральская железная промышленность в 1899 году.pdf/318

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

простуду. Н ередко приходилось видеть детей, даже норядочнаго возраста, на которыхъ висели одн'Ь тряпки, а иногда и сов ер ­ шенно голыхъ. Къ этому надо прибавить ранш е браки; девочка двенадцати летъ уже невеста. Если въ южныхъ странахъ люди созреваю тъ ранее, нежели въ более северпы хъ, то это не отн о­ сится къ Башкирш. Д евица двенадцати летъ здесь, какъ и везде въ средней P occin , настояицй ребенокъ безъ всякихъ намековъ на половую зрелость. В с е эти обстоятельства ведутъ къ быстрому вымирашю народности. На глазахъ современниковъ башкирскгя де­ ревни значительно уменьшились. Водка и снаиванье ею народа, на которыя такъ часто ссылаются, по отнош еш ю къ башкирамъ соверш енно не при чемъ, такъ какъ башкиры вообщ е пьютъ ее редко. Если и есть спаиваш е, то спаиваш е чаемъ. Чай другое дело. Къ чаю башкиръ имеетъ особенную слабость; онъ въ состоянш пить его буквально целые дни. Лучшш подарокъ для башкира — фунтъ чаю. Разсказываютъ, что м нопе башкиры пропиваютъ на чае все свое состояш е. Ничего удивительнаго въ этомъ нетъ, такъ какъ денежная выручка башкира соверш енно ничтожная. Подкунъ, оборудоваш е выгодной аренды всего, чего угодно — луговъ, л еса, руды и проч., — все соверш ается при деятельномъ участш чая... Отъ башкирской деревни Сюндюковой дорога снова вступаетъ въ золотоносный paioHb; въ разныхъ м естахъ , по ложкамъ и долинкамъ, спускающ имися съ горъ, видны оставленныя или действующая раз­ работки, тянушдяся въ виде узкихъ полосокъ. Здесь царство се р пентиновъ, которымъ и подчинены здеш ш я розсыпи, лежашдя обык­ новенно вблизи коренныхъ м есторож д еш й . М естн ость гористая, большею частью открытая. М олодой лесокъ встречается въ виде отдельныхъ острововъ. Въ долинахъ и по нижнимъ частямъ склоновъ видна черноземная почва. Она большею частью распахана, хотя встречаю тся отличныя сенокосны я пространства. Горы же покрыты степною растительностью. П росторъ ! А где же стада? К ъ удивлешю ихъ совсем ъ не видно. П росторъ и оскудеш е. Только по близости деревень начинаютъ попадаться коровы, телята, овцы. Разсказываютъ, что целый рядъ неудачныхъ годовъ, то засуха, то гл убои е сн ега и поздняя весна, произвели страш ­ ное оп устош еш е въ скотоводстве башкира. О собенно страшны для скота глубою е сн ега и морозы на мокрую почву. Н а зиму баш ­ киръ не запасаетъ сен а; его скотъ долженъ самъ добывать се б е кормъ изъ подъ снега. Нри обыкновенныхъ услов1яхъ онъ едва переживаетъ зиму. Если же зима суровая, то очевидно скотъ гибнетъ массами. Башкиръ, считавшшся богатымъ, п осле такой зимы делается нищимъ. Р уссш я деревни, встречавнпяся на пути, вы­ годно отличаются отъ башкирскихъ. К р ом е заработковъ на золотыхъ прш скахъ, они занимаются земледел1емъ; снимають у баш­ киръ за дешевую цену сен ок осы , держатъ въ достаточномъ коли­ честве домаганш скотъ.


Тот же текст в современной орфографии

простуду. Нередко приходилось видеть детей, даже порядочного возраста, на которых висели одни тряпки, а иногда и совершенно голых. К этому надо прибавить ранние браки; девочка двенадцати лет уже невеста. Если в южных странах люди созревают ранее, нежели в более северных, то это не отно­сится к Башкирии. Девица двенадцати лет здесь, как и везде в средней Poccии, настоящий ребенок без всяких намёков на половую зрелость. Все эти обстоятельства ведут к быстрому вымиранию народности. На глазах современников башкирские де­ревни значительно уменьшились. Водка и спаивание её народа, на которые так часто ссылаются, по отношению к башкирам совершенно не при чем, так как башкиры вообще пьют её редко. Если и есть спаивание, то спаивание чаем. Чай другое дело. К чаю башкир имеет особенную слабость; он в состоянии пить его буквально целые дни. Лучший подарок для башкира — фунт чая. Рассказывают, что многие башкиры пропивают на чае всё своё состояние. Ничего удивительного в этом нет, так как денежная выручка башкира совершенно ничтожная. Подкуп, оборудование выгодной аренды всего, чего угодно — лугов, леса, руды и проч., — все совершается при деятельном участии чая...

От башкирской деревни Сюндюковой дорога снова вступает в золотоносный paйoн; в разных местах, по ложкам и долинкам, спускающимися с гор, видны оставленные или действующие раз­работки, тянущиеся в виде узких полосок. Здесь царство серпентинов, которым и подчинены здешние россыпи, лежащие обык­новенно вблизи коренных месторождений. Местность гористая, большей частью открытая. Молодой лесок встречается в виде отдельных островов. В долинах и по нижним частям склонов видна черноземная почва. Она большею частью распахана, хотя встречаются отличные сенокосные пространства. Горы же покрыты степной растительностью. Простор! А где же стада? К удивлению их совсем не видно. Простор и оскудение.

Только по близости деревень начинают попадаться коровы, телята, овцы. Рассказывают, что целый ряд неудачных годов, то засуха, то глубокие снега и поздняя весна, произвели страшное опустошение в скотоводстве башкира. Особенно страшны для скота глубокие снега и морозы на мокрую почву. На зиму башкир не запасает сена; его скот должен сам добывать себе корм из под снега. При обыкновенных условиях он едва переживает зиму. Если же зима суровая, то очевидно скот гибнет массами. Башкир, считавшийся богатым, после такой зимы делается нищим. Русские деревни, встречавшиеся на пути, выгодно отличаются от башкирских. Кроме заработков на золотых приисках, они занимаются земледелием; снимают у баш­кир за дешевую цену сенокосы, держат в достаточном коли­честве домашний скот.