Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 1, 1919.pdf/33

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 32 —

общества на труде обездоленного крестьянства. Какая разница с точки зрения производителя между нами, только болтающими о грядущем, и нашими отцами, жившими трудом крепостных? — Никакой, был ответ. Одинаково социальные паразиты. Выход из этого положения представляется двоякий: либо, отказавшись от всех привилегий, уехать в С.-Штаты, в страну Линкольна и великой демократии, и там зажить трудовою жизнью свободного гражданина; либо же в самой России слиться с жизнью производителя, т. е., с народом, и повести в нем пропаганду социализма и революции. На такое дело достаточно и образования среднего с начитанностью по социализму, по истории революционных движений и современной борьбы рабочего класса во Франции и в Англии.

Но всего этого «казенная» наука наших уни­верситетов не дает. Побросаем их. К черту «казен­ную» науку.

Вот за это отрицание казенной науки и за решение идти на практическую работу пропагандиста социальной революции народившееся народничество и крестили прозвищами нигилистов, невежд и проч. Либеральным болтунам, нападавшим на нас, часто даже, будто бы, ради социализма, которого мы, на­родники, по их словам, не понимали да и народ не поймет, мы отвечали почти дословно *)[1] следующее:

Проповедь социальной справедливости необхо­дима в теории только для людей из привилегирован­ных классов, а для народа эта справедливость явля­ется в конкретных и в близких ему требованиях. Самый забитый и безграмотный мужик благосло­вит нас

за отмену солдатчины,

за отмену податей,

за изгнание полиции и бюрократии всех видов,

за передачу земли народу,

  1. Любимая аргументация Ишутина.