Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 1, 1919.pdf/9

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 8 —

„Таким же оказался он когда, бежавши в 1862 году из Сибири, он появился снова среди своих друзей в Лондоне. Герцен, как известно, описал его появление в Лондоне, и слегка подсмеивался над тем, как Бакунин пропагандировал всяких славян. Весьма возможно, и наверно так и было, что Баку­нин часто возлагал больше надежд на подходивших к нему людей, чем они того заслуживали. Но разве того же нельзя сказать о Мадзини, о всяком искреннем революционере? Оттого, может быть, он и обладал такою магическою силою, что верил в чело­века, верил в то, что великое дело, к которому он его приобщал, пробудит в человеке то, что в нем есть лучшего. И оно действительно пробуждало, и под влиянием Бакунина человек давал революции в короткое время все лучшее, на что был способен.

„Герцен рассказывает в шутливом тоне, как Бакунин пропагандировал и посылал людей на дело. Но правда ли, что он действительно так ошибался в людях?… Разве люди, которых он вдохновлял в Италии, в Швейцарии, во Франции, разве Варлен, Элизе Реклю, Кафиеро, Малатеста, Фанелли (его эмиссар в Испании), Гильом, Швицгебель и т. д., сгруппировавшиеся вокруг него в знаменитой Alliance не были лучшие люди латинских рас в эту ве­ликую эпоху? Мне кажется, что его оценка людей была наоборот, поразительно верна. Прочтите, на­пример, то что он писал об Нечаеве, которого и сильные и слабые стороны он определил так пора­зительно верно, что мы и теперь, ничего не можем прибавить к его оценке. Кто же лучше его понял Николая Утина — этого женевского божка марк­систов?

„Еще одно. Всего поразительнее, и всего по­учительнее для нас — высокий нравственный уровень людей, сгруппиривавшихся вокруг Бакунина в за­падной Европе. Я не знал Бакунина, но я знал близко большую часть людей, сгруппировавшихся в