Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 2, 1919.pdf/23

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 24 —

При всей своей враждебности к тому, что во Франции зовется дисциплиной, я признаю тем не менее, что извест­ная дисциплина, не автоматическая, но добровольная и продуманная, прекрасно согласуемая со свободой индивидов, необходима и всегда будет необходима когда многие инди­виды, свободно об'единившись, предпримут какую нибудь ра­боту или какие либо коллективные действия. При таких условиях такая дисциплина ни что иное, как добровольное и обдуманное согласование всех индивидуальных усилий, напра­вленных к общей цели.

В момент действия, в разгар борьбы, роли, конечно, распределяются, сообразно способностям каждого, оцененным и выясненным целым коллективом; одни управляют и распо­ряжаются, другие исполняют распоряжения. Но никакая роль не окаменевает, не закрепляется и не остается неот'емлемой принадлежностью кого бы то ни было. Иерархический строй и повышения не существуют, так что вчерашний распоряди­тель, сегодня может сделаться подчиненным. Никто не воз­вышается над другими, или, если возвышается, то лишь для того, чтобы, немного спустя, снова пасть подобно морской волне, вечно возвращающаясь к спасительному уровню ра­венства.

В этой системе, в сущности, нет больше власти. Власть растворяется в коллективе и делается действительным выра­жением свободы каждого, верным и серьезным осуществле­нием воли всех каждый повинуется лишь потому, что дежурный начальник приказывает ему лишь то, чего он сам хочет.

Вот истинно человеческая дисциплина, дисциплина не­обходимая для организации свободы Совсем не такова дисци­плина, проповедуемая вашими республиканскими государственными людьми. Они хотят старой французской дисциплины, автоматической, рутинной, слепой.

Начальник — не выбранный свободно и лишь на один день, но навязанный Государством надолго, если не навсегда,— приказывает и нужно подчиняться. Спасение Франции, гово­рят вам они, и даже свобода Франции, возможна лишь этой ценою. Пассивное повиновение — основа всех деспотизмов,