Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 2, 1919.pdf/37

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 38 —

не сделало, чтобы вызвать его, и, напротив, сделало все, чтобы это восстание стало невозможным. Таково его безумие и его пре­ступление,— безумие и преступление, могущие убить Францию.

Оно сделало восстание деревень невозможным, поддер­живая во всех коммунах Франции муниципальную админи­страцию Империи: — тех же самых мэров, мировых судей, по­левых стражников, разумеется и попов, которые были профильтрованы, выбраны, поставлены и покровительствуемы г.г. префектами и супрефектами, равно как и императорскими епископами с единственной целью: обслуживать интересы династии, хотя бы и вопреки интересам всех и вся, и даже самой Франции. Эти самые чиновники, которые провели все выборы империи, в том числе и последний плебисцит, и ко­торые в истекшем августе под управлением г. Шевро, ми­нистра внутренних дел в правительстве Паликао, подняли против либералов и демократов, всех оттенков в пользу Наполеона III, в тот самый момент, когда этот негодяй пре­давал Францию пруссакам, кровавый крестовый поход, жесто­кую пропаганду, распространявшую во всех коммунах кле­вету, столь же смешную, как и гнусную, якобы республиканцы, толкнувши императора в эту войну, об'единились теперь про­тив него с солдатами Германии.

Таковы люди, которых правительство Национальной Обо­роны по своему тупоумию или равнодушию — одинаковы пре­ступному — оставило до сего дня во главе всех сельских ком­мун Франции. Могут ли эти люди, до такой степени ском­прометированные, что всякая перемена курса для них уже стала невозможной, могут ли они оправдаться теперь и, разом переменив направление, мнения и речи, действовать как искренние сторонники республики и спасения Франции? Да ведь крестьяне стали бы смеяться им в лицо! Они, сле­довательно, вынуждены говорить и действовать ныне, как вчера; вынуждены отстаивать и защищать интересы импе­ратора против республики, интересы династии против Фран­ции и интересы пруссаков,— нынешних союзников импера­тора и династии, против национальной обороны. Вот, чем об'ясняется, что все коммуны, вместо того, чтобы оказывать сопротивление пруссакам, раскрывают им свои об'ятья.