Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 2, 1919.pdf/39

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 40 —

ручит это своим новым префектам и чрезвычайным комис­сарам. Все же они, или почти все, принадлежат к тому же политическому лагерю, как и само правительство, то есть — все они или почти все — буржуазные республиканцы, адво­каты или редакторы газет, либо платонические (и такие еще лучшие из них, хотя и не самые разумные), либо весьма заинтересованные поклонники республики, идею которой они усвоили не из жизни, но почерпнули из книжек, и которая сулит одним славу и мученический венец, а другим — блестя­щую карьеру и доходное место.

При всем том, это весьма умеренные республиканцы, консерваторы, рационалисты и позитивисты, вроде г. Гамбетты, и как таковые — ожесточенные враги революции и социализма и поклонники государственной власти во что бы то ни стало.

Эти почетные чиновники новой республики захотят, разумеется, послать миссионерами в деревни лишь людей собственного закала и абсолютно разделяющих их собствен­ные политические убеждения. Для всей Франции таковых понадобилось бы по меньшей мере несколько тысяч.

Где, чорт побери, возьмут они их? Буржуазные республи­канцы ныне редки, даже среди молодежи! Так редки, что в городе, как Лион, например, их не наберется в достаточ­ном количестве для заполнения важнейших должностей, ко­торые должны бы быть доверены лишь искренним респуб­ликанцам.

Первая опасность заключается в следующем если даже префекты и супрефекты нашли бы в своих департаментах, достаточное количество молодых людей, чтобы заполнить пропагандистские должности в деревнях, эти новые миссио­неры неизбежно были бы почти всегда и везде ниже — и по своей революционной интеллигентности, и по энергии своего характера,— нежели сами пославшие их префекты и супре­фекты, подобно тому, как эти последние ниже выродившихся и более или менее оскопленных детей великой революции, которые, замещая ныне высшие должности членов прави­тельства рациональной обороны, осмелились взять в свои слабые руки судьбы Франции.