Перейти к содержанию

Страница:Михаил Бакунин, избранные произведения, том 2, 1919.pdf/43

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 44 —

покровительствовать эксплоатации экономически привилеги­рованными классами, народного труда то и государствен­ная власть может быть совместима лишь исключительно с свободой этих классов, интересы которых оно пред­ставляет, и по той же самой причине оно должно быть враждебно свободе народа. Кто говорит, государство иди власть, тот говорит господство. Но всякое господство предполагает существование масс, над которыми господствуют. Государство, следовательно, не может иметь доверия к само­деятельности и к свободному движению масс, самые завет­ные интересы коих противны его существованию. Оно их естественный враг, их обязательный угнетатель, и — остере­гаясь всеми мерами от признания этого, оно должно всегда действовать, как таковое.

Вот, чего не понимает большая часть молодых сторон­ников авторитетной или буржуазной республики, поскольку они остаются в оппозиции, пока они еще сами не отведали власти. До глубины сердец презирая со всей страстностью своих бедных ублюдочных, изнервничавшихся натур монар­хический деспотизм, они воображают, что ненавидят деспо­тизм вообще. Желая иметь силу и храбрость, чтобы низвер­гнуть трон, они считают себя революционерами. И они не подозревают, что ненавидят вовсе не деспотизм, но лишь его монархическую форму, и что этот самый деспотизм, едва лишь он примет республиканскую форму, найдет в них са­мых наиболее ревностных приверженцев.

Они не знают, что деспотизм заключается не столько в форме государства и власти, сколько в самом принципе государства и политической власти, и что, следовательно, рес­публиканское государство должно быть по своей сущности так же деспотично, как и государство, управляемое государем или королем. Между этими двумя государствами имеется лишь одно действительное различие. Оба одинаково имеют своей главной основой и целью экономическое порабощение масс в пользу владеющих классов. Разница же между ними та, что для достижения этой цели монархическая власть, ко­торая в наши дни повсюду стремится превратиться в воен­ную диктатуру, не допускает свободы ни одного класса, ни